Главная · Витамины  · Полный комплекс упражнений лфк при бронхиальной астме. Гимнастика А.Н

Полный комплекс упражнений лфк при бронхиальной астме. Гимнастика А.Н

Лечебная физкультура служит одним из главных компонентов . Регулярные занятия помогают пациентам снизить и улучшить общее самочувствие.


Эффекты лечебной гимнастики

Применение физических упражнений способствует:

  • укреплению дыхательных мышц,
  • уменьшению закупорки бронхов,
  • самоочищению дыхательных путей,
  • сохранению эластичности легочной ткани,
  • профилактике эмфиземы,
  • улучшению .

Для достижения стойких результатов гимнастику необходимо выполнять ежедневно.


Общие правила выполнения упражнений

  • Физические занятия практикуют только вне обострений бронхиальной астмы.
  • Тренировки лучше проводить в комнате с открытым окном.
  • Противопоказана ЛФК при астматическом статусе, дыхательной недостаточности 3-й степени, одышке более 25 дыханий в минуту.
  • При тяжелых формах болезни перед началом тренировки принимают назначенные врачом бронходилататоры.
  • Гимнастику полезно сочетать с лечебной ходьбой или плаванием.

Методика ЛФК

Чтобы повышение физической активности не спровоцировало приступ астмы, нагрузку увеличивают постепенно – от занятия к занятию.

Начинают гимнастику с так называемого вводного периода, во время которого выполняются простейшие упражнения и происходит обучение технике правильного дыхания. Через 5 дней переходят к основному комплексу, направленному на интенсивную тренировку дыхательной мускулатуры. Упражнения основного комплекса продолжают выполнять в течение всей жизни.

Дыхание во время гимнастики должно быть спокойным. Фазы вдох-выдох рекомендуется регулировать при помощи счета.

Вводный комплекс

  1. Сесть на стул, плотно прислонившись к спинке. На счет 1–2 сделать вдох через нос, на 3–4 выдохнуть через рот, приоткрытый щелочкой. Число повторов – 3–6.
  2. На счет 1–2 сделать вдох и поднять вверх одну руку. На 3–4 выдохнуть, опустить руку. На счет 5–6 задержать дыхание. Выполнить упражнение с другой рукой. Повторить 3–6 раз.
  3. Подвинуться на край стула. Руки положить на колени ладонями вверх. Сгибать и разгибать кисти и стопы одновременно. Число повторов – 9–12.
  4. Снова придвинуться к спинке стула. На счет 1–2 сделать вдох, на 3–6 – выдох, на 7 – зажать нос и задержать дыхание. Число повторов – 4–6.
  5. Прижать ладони к груди. Откашляться несильными толчками 2–3 раза.
  6. Упереться руками в колени, туловище слегка наклонить вперед. На счет 1–2 вдохнуть через нос, на 3–6 – выдохнуть через рот «щелочкой». Число повторов – 4–6.
  7. Подвинуться на край стула. Кисти поставить на плечевые суставы. На выдохе медленно крутить локтями вперед, на вдохе – назад. И так 4–6 раз.
  8. Опустить руки по швам. На вдохе поднимать плечи, на выдохе опускать. Сделать 4–6 раз.
  9. На вдохе обе руки поднимать наверх, на выдохе, проговаривая длительный звук «ш-ш», опускать вниз. Выполнить 4–6 раз. (С голосовых связок вибрация передается на бронхи, что способствует их расслаблению.)
  10. Руки положить на колени. На счет 1 сделать вдох, на 2–6 переплести руки в замок перед грудью и сделать выдох, произнося протяжный звук «ж-ж».
  11. Руки по швам. На счет 1 поднять обе руки вверх. На 2–4 опустить вниз со звуком «пф-ф».
  12. Откинуться на спинку стула, расслабить конечности. Сидеть так 1–2 минуты.

Основной комплекс

Еще о лечении бронхиальной астмы и методах борьбы с ней в программе «Жить здорово!».

В борьбе с бронхиальной астмой многие отдают предпочтение . Однако мало кто знает о том, что это не единственный метод устранения заболевания. Правильное занятие физическими упражнениями позволит в короткие сроки побороть тяжёлую патологию дыхательной системы.

Спорт – надёжный путь к здоровью! Но многие скептически относятся к данной методике лечения , а иногда даже с опаской за ухудшение своего самочувствия. Пришло время разобраться, можно ли заниматься детям и взрослым физической культурой при бронхиальной астме.

Можно ли заниматься спортом

Те, кто вынужден делить свою жизнь с бронхиальной астмой, не понаслышке знают, что активные физические нагрузки вызывают бронхоспазм и приступ удушающего кашля. Именно по этой причине возникает серьёзное опасение к занятиям спорта в качестве лечебной методики. Но учёным удалось доказать , что регулярные тренировки, основанные на правильном выполнении ряда упражнений, помогают не только укрепить ослабленный организм, но и полностью устранить заболевание.

Бронхиальной астме подвержены не только взрослые, но и дети . Маленьким пациентам также разрешены занятия физической культурой, но по особой технологии.

Роль ЛФК

Роль физической культуры в борьбе с бронхиальной астмой неоценима! Грамотно выполняемые упражнения позволяют укрепить мышцы, значительно снизить спазмы в период и адаптировать больного к гипоксии.

Регулярные занятия позволяют не только стабилизировать состояние здоровья больного, но и значительно уменьшить количество медикаментозных препаратов, применяемых для поддержания оптимального состояния здоровья астматика. Также грамотно проводимые занятия позволяют значительно увеличить промежуток времени между приступами и способствуют защите организма от появления .

Лечебная физическая культура для взрослых

Внедрение в работу организма должно сопровождаться соблюдением определённых правил:

  1. Лечебные занятия должны назначаться после консультации со специалистом , это позволит избежать негативных последствий и ухудшения самочувствия. Кроме того, наиболее эффективной станет комплексная терапия – сочетание приёма лекарственных препаратов и выполнения упражнений.
  2. Стремление выздороветь как можно быстрее не должно затмевать здравый рассудок! Важно помнить, что чрезмерно активная нагрузка на организм, пораженный бронхиальной астмой, категорически недопустима! Интенсивность тренировок нужно увеличивать постепенно, медленно и плавно.

    Важно! Если в случае увеличения нагрузки больной отмечает дискомфорт, и появление кашля, необходимо приостановить занятия, после чего вернуться к первоначальному этапу тренировок.

  3. Во время занятий крайне важно следить за дыханием. Оно должно быть ритмичным, ровным. Также необходимо позаботиться о том, чтобы рядом был лечебный ингалятор.
  4. При занятиях нужно позаботиться о том, чтобы в помещении была хорошая вентиляция и увлажнённость. При недостаточной влажности воздуха возможны резкие приступы спазмов бронхов.

Ознакомившись с основными правилами, можно приступать к выбору вида сорта для занятий. Преимущество лечебной физической культуры – в широком выборе разрешённых видов спорта. Можно отдать предпочтение плаванию или аквааэробике, футболу или теннису, восточным единоборствам или танцам. По мнению врачей, идеальным вариантом занятий при бронхиальной астме является дыхательная гимнастика.

Лечебная физическая культура для детей

Бронхиальная астма у детей протекает несколько по иному, чем у взрослых. Например, приступы удушающего кашля у маленьких пациентов отмечаются намного реже.

Для малышей, больных бронхиальной астмой, оптимальной является дыхательная гимнастика. Наиболее эффективной признана методика Стрельниковой , к тому же выполнять упражнения довольно просто. Возможны лечебные упражнения, которые не только стимулируют малыша к выздоровлению и активному образу жизни, но и в целом значительно улучшают его самочувствие.

Важно! Помнить, что лечебные упражнения и дыхательная гимнастика разрешены в качестве комплексного лечения только детям с трёхлетнего возраста!

Ребёнку, который болеет бронхиальной астмой, будут полезны такие спортивные нагрузки, как долгие прогулки на свежем воздухе (туристические походы не только улучшат дыхательную систему малыша, но и вызовут у него неподдельный интерес), футбол, катание на коньках и роликах.

Комплекс упражнений ЛФК

В таблице представлены эффективные упражнения, предназначенные для больных бронхиальной астмой (взрослой возрастной группы).

Исходная позиция Методика выполнения упражнений Количество повторений
Сидя на ровной поверхности (на кровати или на табуретке). Руки развести в стороны, ритмично сгибать и разгибать их в локтях. Упражнение повторить не менее восьми раз.
Стоя, спина ровная, руки поднять и убрать за голову. Наклонять корпус поочерёдно влево, вправо, назад и вперёд. Сделать не менее шести подходов.
В позиции стоя, руками необходимо опереться на стол. Выполнять дыхательное упражнение – делать глубокий вдох, на выдохе произносить протяжную букву «ж». Повторить не менее шести раз.
В позиции стоя, руки опущены. На глубоком вдохе – руки в стороны, после чего на выдохе вернуть руки в исходную позицию. Выполнить упражнение пяти-шесть раз.
Стоя. Руки опущены вниз, в руках держать небольшой мяч. При вдохе возвести руки на головой, на выдохе опустить их в начальное положение. Упражнение с мячом повторить восемь раз.
Стоя, руки свободны. При вдохе плавно развести руки в разные стороны строго под углом 45 градусов, при выдохе руки опустить. Повторить шесть-семь раз.
Стоя, спина ровная, руки расслаблены. В течение минуты выполнять ходьбу на месте. Повторить восемь раз, то есть данное упражнение должно занять не более восьми минут.

Комплекс лечебных упражнений и медикаментозной терапии дадут высокоэффективный результат.

Важно! Помнить, что представленная методика является лишь ознакомительной. Выполнять её можно только после консультации с лечащим врачом!

ЛФК при бронхиальной астме у детей

В первую очередь стоит обратить внимание на дыхательную гимнастику . Выполняется она довольно просто и не вызовет у ребёнка никаких трудностей в исполнении.

  1. Гласные буквы, произнесённые на выдохе, улучшают работу дыхательной системы. Необходимо на выдохе протяжно произносить буквы «и», «а», «о», «у».
  2. Согласные буквы, произнесённые на выдохе, действуют более агрессивно, и благодаря вибрации, оказываемой на верхние дыхательные пути, провоцируют более . На выдохе необходимо произносить такие буквы, как «р», «з», «г», «д».

Что касается лечебных физических упражнений, но их выполнение также не вызовет трудностей с выполнением у детей. Стоит отметить, что длительность занятия не должна превышать 15 минут!

К основным лечебным упражнениям относятся:

  1. Ребёнок садится на стул, руки свободно опущены вниз. На вдохе руки поднимаются над головой, затем на выдохе нужно вернуться в исходную позицию. Повторить пять раз.
  2. Ребёнок сидит на стуле, кисти рук кладёт на плечи. На вдохе необходимо наклониться вперёд, на выдохе вернуться в начальную позицию. Повторить пять раз.
  3. Ребёнок сидит на стуле, ножки расставлены максимально широко друг от друга. Руки расставлены в разные стороны (на уровне груди). На вдохе нужно повернуть корпус направо, на выдохе вернуться в исходное положение. Затем на вдохе повернуть корпус налево, на выдохе вернуться в начальную позицию. Повторить упражнение в каждую сторону по пять раз.
  4. Ребёнок находится в положении стоя, ножки вместе, руки свободно опущены вниз. На вдохе руки поднимаются в стороны, на выдохе опускаются вниз. Повторить пять раз.
  5. В позиции стоя, руки расставить в стороны. На вдохе необходимо приподнять правую ногу и согнуть в колене, на выдохе опустить ногу (выполнить 5 раз). Повторить упражнение с левой ногой.

Весьма несложная лечебная гимнастика, которая поможет ребёнку почувствовать себя значительно лучше.

Задачи ЛФК при бронхиальной астме

Основные задачи лечебной физической культуры в борьбе с бронхиальной астмой выглядят следующим образом:

  • прежде всего задача состоит в том, чтобы обучить больного бронхиальной астмой правильному дыханию во время бронхоспазма и приступов удушья;
  • благодаря регулярной тренировке значительно уменьшаются спазмы дыхательных мышц;
  • немаловажным является улучшение общего самочувствия больного, повышение энергетического тонуса организма;
  • лечебная гимнастика помогает активному выведению мокроты;
  • лечебная физическая культура благотворно влияет на нормализацию психоэмоционального состояния больного и устранение нервного возбуждения, а следовательно – помогает снизить дыхательный процесс.

Регулярные тренировки помогают повысить подвижность грудной клетки и улучшают работу мышц , а также отлично стимулируют аэробную функцию.

Противопоказания лечебной физической культурой при бронхиальной астме

И все же, несмотря на неоценимую помощь физической культуры, есть ряд ограничений , при которых стоит воздержаться от данной лечебной методики воздействия на организм астматика. К абсолютным противопоказаниям относятся:

  • лихорадочное состояние, высокая температура;
  • нарушение работы сердечно-сосудистой системы;
  • наличие онкологических патологий злокачественной формы (локализующихся преимущественно в бронхо-легочной системе);
  • внутреннее кровотечение и опасность его возникновения;
  • ухудшение самочувствия, сильный дискомфорт и возникновение болевого синдрома при любых (даже минимальных) нагрузках.

Кроме того, лечебную гимнастику запрещено выполнять при общем тяжёлом состоянии больного.

Важно! Во избежание ухудшения самочувствия, перед началом тренировок необходимо проконсультироваться с лечащим врачом!

Итак, лечебный комплекс упражнений при бронхиальной астме выполнять не только можно, но и нужно. Главное – выполнять их правильно и прислушиваться к своему самочувствию. При возникновении любых недомоганий необходимо временно прекратить выполнение упражнений и сообщить лечащему врачу о возникших ухудшениях в состоянии здоровья. Также важно помнить , что максимально эффективного результата можно достичь только в комплексном лечении. Поэтому о приёме лекарственных препаратов забывать не стоит.

Главное правило – любое внедрение в работу организма должно сопровождаться рекомендацией врача. Только опытный специалист сможет грамотно составить курс лечения, исходя из индивидуальных особенностей организма астматика.

Помимо медикаментозного лечения и физиотерапии, при заболеваниях дыхательной системы, которые сопровождаются бронхоспазмом, часто рекомендуют звуковую гимнастику. Ее применяют, чтобы ускорить выздоровление и избежать осложнений. В видах звуковых упражнений, а также особенностях их проведения, будем разбираться в данном материале.

Звуковая гимнастика представляет собой ряд упражнений, которые заключаются в произношении определенным образом конкретных звуков. Это вызывает в голосовых связках вибрирование, которое переходит постепенно в дыхательные органы и в грудную клетку.

Целью звуковой зарядки является:

  • Снятие спазмов бронхов.
  • Приобретение навыков правильного дыхания.
  • Улучшение отхождения мокроты.
  • Расслабление мускулатуры бронхов.
  • Нормализация микроциркуляции в области альвеол легких.
  • Стимуляция работы диафрагмы.
  • Улучшение настроения.
  • Нормализация вентиляции альвеол.
  • Восстановление дыхания, привычного для человека.

Часто совмещается дыхательная гимнастика и звуковая, в комплексе они будут более эффективны.

Показания и противопоказания

Звуковая гимнастика показана при заболеваниях органов дыхания, которые сопровождаются бронхоспастическим синдромом. Это опасное и тяжелое состояние резкого сужения просвета, в бронхи при этом поступает очень мало кислорода, а организм чрезмерно насыщается углекислотой. Во время этого человек чувствует удушье, одышку, дыхание становится более тяжелым.

Гимнастику звуковую, как разновидность дыхательной, применяют при следующих патологиях:

  • Хроническая обструктивная болезнь легких.
  • Бронхиальная астма.
  • Бронхит (хронический обструктивный, астматический).
  • Экспираторная одышка.

Противопоказаны звуковые упражнения при начавшемся приступе бронхиальной астмы и в случае обострения хронического процесса в легких.

Если тренировка дыхания сопровождается дискомфортом, появляется кашель, першение, одышка или другое ухудшение самочувствия, занятие необходимо остановить.

Общие правила проведения

Для того чтобы достичь максимального эффекта в занятиях, следует придерживаться основных указаний:

  1. Упражнения должны проводиться с правильным дыханием. Вдох делать нужно через нос, он должен длиться 1–2 секунды, пауза в 1 секунду и выдох ртом, длительностью 2–4 секунды. Затем опять сделать паузу на 4–6 секунд. При этом следует придерживаться правила, что выдох обязан быть в 2 раза длиннее вдоха.
  2. Произношение звуков зависит напрямую от цели тренировки и заболевания. Так, например, в случае астматического бронхита, звуки должны быть громкими и резкими. Если вы болеете хроническим бронхитом, звуковой ряд произносится медленно и тихо, почти шепотом.
  3. Для проведения гимнастических упражнений нужно выбрать помещение, которое хорошо проветривается, чтобы легкие наполнялись кислородом. Лучше всего будет выбрать место для тренировок на свежем воздухе.
  4. Звуковые упражнения проводить следует за пару часов до или после приема пищи. Лучше придерживаться указанного промежутка времени.

Длительность тренировок зависит от самочувствия человека и от того, насколько легко ему далось предыдущее занятие.

После проведения гимнастики больной должен ощущать облегчение и улучшение самочувствия, а ни в коем случае не утомление.

Звуковые упражнения

Лучше всего проводить гимнастику сидя, положив руки на колени и наклонившись чуть вперед. Не спешите, придерживайтесь своего ритма, помните о правильном дыхании во время проведения упражнений:

  • Звук «а». Его произношение способствует улучшению вентиляционной функции легких, эффективной работе дыхательных мышц.
  • Звук «у». Имеет успокоительный эффект, приводит к расслаблению.
  • Медленное произношение шепотом звуков «а», «о», «у», «е» и коротких слов «сух» и «глух» действует успокаивающе на верхние дыхательные пути, способствует очищению голосовых связок.
  • При сочетании «кч», «дг», «бп», «кг» улучшается выведение мокроты, мышцы горла расслабляются.
  • Жужжащие звуки «ж» и «з» и рычащие «р», в случае громкого произношения дают эффект вибрационного массажа, расслабляя при этом, бронхиальные мышцы.
  • Для малыша можно предложить сымитировать звуками жука «ж-ж-ж», паровозик «чух-чух», комарика «пи-и» и самолет «у-у-у».
  • Употребление в гимнастике шипящих и свистящих «с», «ф», «ц», «ч», «ш» ускоряет удаление воздуха из легких, а это предупреждает эмфизему. Лучше при этом вдох делать носом, а выдох ртом, втягивая живот.
  • Для детей постарше и взрослых нужно проводить обязательное упражнение «пф-ф-ф» 1 раз. Его особенность заключается в том, что сочетание этих звуков произносится с плотно сжатыми губами. Это считается очистительным упражнением. После проведения выдержите паузу, сделайте вдох и опять паузу. Если упражнение выполняет ребенок, взрослому можно во время упражнения стать сзади, и передвигать ладони с поясницы вверх по бокам, остановиться на середине боков малыша, когда закончится выдох. Это делается для облегчения дыхания.

  • Дальше произносят звук «м-м-м» на выдохе, он должен быть протяжным, волнообразным и расслабленным. Это упражнение делают 5–7 раз.
  • Полезными для снятия бронхоспазма будут сочетание звуков «жжрух», «зрухх», «брухх» и «пррух».

Каждая тренировка может увеличиваться на два новых упражнения. Оптимально проводить занятие 5 минут с последующим увеличением к 7–10 минутам. Максимум 2 повторения в день. Если ребенок после звуковой гимнастики жалуется на одышку, необходимо сделать легкий массаж нижней части груди, поверх одежды.

Из форм ЛФК при бронхиальной астме используются: лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки по ровной местности, легкие спортивные игры, лыжные прогулки.

Курс ЛФК начинают на стационарном этапе лечения как можно раньше, в ряде случаев в отделении интенсивной терапии.

Задачи ЛФК: регулирующее воздействие на дыхательный центр; снижение МОД; снятие или уменьшение бронхоспазма; расслабление дыхательной мускулатуры; укрепление и развитие дыхательных мышц; профилактика эмфиземы легких; уравновешивание процессов торможения и возбуждения в ЦНС, регуляция эмоционального состояния; снятие патологической кортиковисцеральной доминанты; улучшение оксигенации и газообмена; стимуляция кровообращения; повышение толерантности к физическим нагрузкам.

Противопоказания для назначения ЛФК: легочно-сердечная недостаточность III степени; астматический статус; тахикардия более 120 уд/мин; одышка более 25--50 дых/мин; температура выше 38° С. Курс ЛФК при бронхиальной астме состоит из двух периодов --подготовительного и тренировочного.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Подготовительный период направлен на обучение методике управления дыханием, регуляцию продолжительности фаз вдоха и выдоха. Средства и формы ЛФК: дыхательные упражнения, упражнения, снижающие МОД; гимнастические упражнения; расслабления; «звуковая» гимнастика.

Методика произвольного снижения МОД по В. В. Гневушеву.

В начале обучения осваивают навык «полного» дыхания. На вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным или последующим подниманием грудной клетки. На выдохе грудная клетка опускается, живот втягивается. Далее навыки смешанного дыхания сочетаются с удлиненным вдохом по отношению к выдоху. Соотношение длительности вдоха и выдоха (в с) обозначается термином «дыхательный интервал» (ДИ), например ДИ (2:4). Обучение этому режиму дыхания преследует цели: а) увеличение ДО в результате удлиненного вдоха; б) снижение МОД. При обучении методике произвольного снижения МОД необходимо соблюдать следующие условия: 1) вдох через нос, ненапряженный, бесшумный, удлиненный, с обязательным сохранением возможности его небольшого продолжения; 2) выдох через нос полный произвольный или непроизвольный; 3) исключаются упражнения, вызывающие одышку или затрудненное дыхание. Тренировка строится по следующей схеме: ДИ (2:4) - Д И (3:4) -- ДИ (4:4) - ДИ (6:4) -ДИ (8:3) и т. д. В результате секундные ДО вдоха постепенно уменьшаются, а ДО выдоха повышаются. Каждый непроизвольно удлиненный вдох и выдох удобно выполнять с движением рук, ног, туловища, при беге, ходьбе.

Звуковая гимнастика состоит из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков. В начале звуковой гимнастики произносятся «закрытый стон» -- «ммм» и очистительный выдох «пфф». При звуковой гимнастике вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, что вызывает расслабление спазмированных бронхов и бронхиол. По силе воздушной струи согласные делятся на три группы -- наибольшая сила развивается при звуках п, т, к, ф, которые требуют значительного напряжения мышц грудной клетки и диафрагмы; средней интенсивностью обладают звуки б, г, д, в, з, наименьшей -- звуки м, к, л, р. Цель звуковой гимнастики-- выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. При медленном, спокойном вдохе с паузой после вдоха происходит наиболее полный газообмен в альвеолах и полное перемешивание вдыхаемого воздуха с альвеолярным. После небольшой паузы следует сделать медленный выдох через рот, после выдоха -- более продолжительную паузу. Гласные звуки произносят в определенной последовательности, например -- бух, бот, бак, бех, бих.

Вибрирующий рычащий звук р-р-р-р-р очень эффективен при наличии обструктивного синдрома.

При бронхиальной астме в процедуре ЛГ соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений 1:1; исходные положения сидя и стоя. В подготовительном периоде обязательно строгое распределение нагрузки по частям процедуры ЛГ. Количество дыхательных упражнений не должно превышать 40--50% общего времени процедуры. Используют методику аутогенной тренировки, сегментарный и баночный массаж, самомассаж. Подготовительный период продолжается не более 2 нед, продолжительность процедур в этот период колеблется от 10 до 30 мин, самостоятельные занятия 2--3 раза в день. Длительность тренировочного периода зависит от клинического течения болезни.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПЕРИОД

Тренировочный период при бронхиальной астме начинается в стационаре и продолжается практически всю жизнь, так как специальные упражнения не обладают длительным действием. Если больной овладел в стационаре методикой дыхания, а на поликлиническом этапе не продолжает тренировку, через 3--4 недели вновь проявляются нарушения функции внешнего дыхания.

Задачи ЛФК: стабилизация механики дыхания; устранение бронхоспазма; развитие подвижности грудной клетки; тренировка дыхательных мышц; уменьшение или снятие патологических кортико-висцеральных рефлексов. Противопоказания к назначению ЛФК отсутствуют.

Средства и формы ЛФК. Задачи тренировочного периода решаются путем использования дыхательных упражнений статического и динамического характера, звуковой гимнастики, упражнений, снижающих МОД, гимнастических упражнений, нагрузок циклического характера аэробного типа, массажа и аутогенной тренировки. Формы ЛФК -- утренняя гигиеническая гимнастика, ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур. Метод проведения занятий индивидуальный, малогрупповой, групповой. Продолжительность занятий в течение дня до 1,5 ч.

На поликлиническом этапе лечения необходимо продолжение перечисленных мероприятий (поддерживающая терапия). Кроме Л Г, рекомендуют дозированную ходьбу или бег «трусцой» до 5 км в день, со скоростью 120 шаг/мин при ЧСС 100--120 уд/мин.

Примерные комплексы упражнений для больных бронхиальной астмой

Комплекс 1. Упражнения для больного бронхиальной астмой (палатный режим)

И. п. сидя на стуле, руки на коленях.

  • 1. Диафрагмальное дыхание.
  • 2. На вдохе руки в стороны; на выдохе колено подтянуть к животу руками.
  • 3. На вдохе отвести в сторону одноименные руку и ногу, на выдохе вернуться в и. п.
  • 4. На вдохе поднять плечи вверх, голову повернуть в сторону; на выдохе вернуться в и. п.
  • 5. Руками держаться за сидение стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить; на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.
  • 6. На вдохе руки поднять, медленно выдыхая, руки опускать вниз, произнося звук ш-ш-ш.
  • 7 На вдохе руки на коленях; на выдохе"произносить звук ж-ж-ж
  • 8. Руки перед грудью, пальцы в «замок» На вдохе руки поднять, на выдохе опустить, произнося звук пфф.

При выполнении дыхательных упражнений инструктор регулирует соотношение фаз дыхания с помощью счета плох 1, 2- выдох 3, 4, 5, 6; пауза -- 7, 8. В конце курса продолжительность выдоха должна увеличиться до 30, 40 с

Комплекс 2. Упражнения для больного бронхиальной астмой (общий режим, тренировочный период)

И. п. сидя на стуле

  • 1. Диафрагмальное дыхание.
  • 2. Руки на коленях. На вдохе колени развести; па выдохе вернуться в и. п.
  • 3. Руки на поясе. На вдохе повороты туловища в стороны; на выдохе вернуться в и. п.
  • 4. На вдохе руки вверх; на выдохе опустить со звуком ха.
  • 5. Поза релаксации «кучер на козлах». Расслабить мышцы, глаза закрыть.
  • 6. В руках гимнастическая палка. Движения руками «гребля на байдарке».

И. п. с т о я

  • 7. На вдохе руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; на выдохе руки через стороны опустить, покачаться с пятки на носок.
  • 8. Руки вдоль туловища. На вдохе скольжение рукой вдоль бедра, наклон в сторону; на выдохе вернуться в и. п.
  • 9. Руки в «замок». На вдохе руки поднять вверх; на выдохе опустить вниз, произнося звук «уф».
  • 10. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох на счет 1, 2; выдох на счет 3, 4, 5, 6; пауза на счет 7, 8.

Разминка

Встаньте прямо. Ноги на ширине плеч. Руки по швам. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага. 96 вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох должен быть мгновенным.

Чтобы до конца понять эту гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом - вдох. Правой - левой, правой - левой, вдох - вдох, вдох - вдох. А не вдох - выдох, как в обычной гимнастике.

Сделайте 96 шагов - вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно, переминаясь с ноги на ногу: вперед - назад, вперед - назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: «Ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом - вдох, но короткий и шумный.

Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть - чуть приседайте на левой, поднимая левую - на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи были одновременны. Не мешайте и не помогайте выдохам выходить после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.

Движения головы

Повороты. Поворачивайте голову вправо - влево резко в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом - вдох носом. 96 вдохов.

Вдохи короткие и шумные. В первый день по 8 вдохов подряд. Можно и дважды по 96.

«Ушки». Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!» Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое - к левому. Плечи не подвижны. Одновременно с каждым покачиванием - вдох.

«Малый маятник». Кивайте головой вперед - назад, вдох - вдох.

Каждое движение головы - повороты. «Ушки» и «малый маятник» проделайте не менее чем по 96 вдохов, по 8, 16 или 32 вдоха подряд. То есть столько, сколько сможете сделать легко. Можно выполнить и 192 вдоха - движения головой каждое.

Главные движения.

«Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью, если конечно вы не предрасположены к условно-рефлекторным или психосоматическим приступам бронхиальной астмы. Повторяйте ее движения, - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в какую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева в темпе шагов.

Сделайте два раза по 96 вдохов. Можно и больше. Это движение иногда останавливает приступ астмы. В плохом состоянии его надо делать сидя. Оно легкое. Если имеется травма позвоночника, лучше посоветоваться с хирургом.

«Насос». Возьмите в руки палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон - кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Делайте это движение больше, чем остальные: 3, 4 и даже 5 раз по 96 за урок. Вдох мгновенный. Из всех движений - вдохов это - самое результативное. Оно останавливает приступы ни только астмы бронхиальной, но и сердечной. Во время приступа делайте это движение сидя, по 2, 4 вдоха подряд. Сядьте удобно на край стула, упритесь ногами в пол, руками в колени и накачивайте шины. Темп пульса. Не замедляйте темпа. Но отдыхайте чаще и дольше, чем делая это движение в нормальном состоянии. Во время приступа бронхиальной астмы не следует разгибаться. Можно заметить, что во время приступа астмы больные сидят согнувшись. Это не случайно! Это движение подсказано инстинктом самосохранения, а он не может обмануть. Поэтому поклоны в пояс так же благотворно влияют на снятие приступов астмы.

«Обними плечи». Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая - левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Сделайте два раза по 96 вдохов подряд столько, сколько сможете сделать легко. Руки не уводите далеко от тела. Они - рядом. Локти не разгибайте.

«Большой маятник». Это движение слитное, похожее на маятник: «насос» - «обними плечи», «насос» - «обними плечи». Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле - вдох, наклон назад, руки обнимают плечи - тоже вдох. Вперед назад, вдох - вдох, тик - так, тик - так, как маятник. Делать это упражнение нужно два раза по 96, начиная первые 96 с «насоса», а вторые - с «обними плечи»

«Полу приседы». Выполняются в трех вариантах.

Ноги на ширине плеч;

Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом;

Вес тела на ноге, стоящей сзади. Нога впереди чуть касается пола, как у балерины.

Во всех положениях повторяйте легкий, чуть заметный

присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох - короткий, легкий. Делайте каждое движение - вдох по 96 раз, Если большой маятник делить трудно, то нужно в 2 - 3 раза больше выполнять приседов. Освоив движение можно добавить одновременные встречные движения рук. В двух первых приседах - на уровне пояса, а в третьем - на уровне плеч.

Бронхиальная астма является хроническим заболеванием дыхательной системы с приступами удушья. Помимо назначения медикаментов важное значение имеет физиотерапия, оказывающая также лечебное и профилактическое действия. Это в первую очередь лечебная физкультура, цель которой - укрепить тонус дыхательной мускулатуры, способствовать выведению мокроты, улучшить снабжение тканей легких кислородом. Больной должен научиться управлять циклами дыхания и развить мышечную систему с помощью специального комплекса упражнений.

Задачи ЛФК

Физическая реабилитация имеет определенные цели:

  • Укрепление мышечной системы организма общетонизирующими упражнениями.
  • Расслабление дыхательной мускулатуры.
  • Тренировка самостоятельной регуляции дыхательного акта и ритма.
  • Удаление остатков избыточного воздуха в респираторных путях.
  • Увеличение эластичности грудной клетки.

Главными задачами являются уменьшение спазма бронхов и бронхиол, улучшение дыхательного акта, нормализация содержания кислорода в крови и тканях организма.

Показания и противопоказания

Несмотря на эффективность и необходимость физиотерапевтических занятий многим больным, у них имеется ряд противопоказаний.

Показания:

  • Подострый период сопутствующих легочных заболеваний.
  • Выздоровление после пневмонии, плевритов, бронхитов.
  • Период между приступами бронхиальной астмы.

ЛФК не применяется при следующих состояниях:

  • Резко выраженное обострение легочных хронических заболеваний.
  • Острый период патологии бронхов и легких.
  • Легочно-сердечная недостаточность третьей степени.
  • Частые приступы удушья.

Структура программы ЛФК

Курс ЛФК при бронхиальной астме различается по длительности и состоит из подготовительного и тренировочного периодов. Начальной является подготовительная часть, длительность которой составляет два-три дня.

Подготовительный период включает следующие задачи:

  • исследование состояния больного и его функциональных возможностей;
  • изучение больными специальных упражнений для возвращения механизма правильного дыхания.

Занятия ЛФК проводятся по индивидуальной программе. У взрослых ее структура зависит от состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, тяжести течения основного заболевания, возраста, физических возможностей.

Упражнения по лечебной гимнастике начинаются с ряда исходных положений:

  • приподнимается головной конец кровати, человек ложится на спину;
  • человек садится лицом к спинке стула, сгибает предплечья обеих рук, опирается руками о спинку и кладет на нее подбородок;
  • больной приседает на край стула и откидывается на его спинку.

Начало и завершение тренировки сопровождается легкими массажными процедурами лица, груди, плеч. В упражнениях активно используют дыхание с длинным и медленным выдохом, звуковую гимнастику, тренируют дыхательные экскурсии с помощью диафрагмы, разрабатывают мышечные структуры грудной клетки и плечевого пояса. Занятие длится от пяти до десяти минут (зависит от различных факторов состояния здоровья человека). Темп занятий должен быть медленным. Каждое упражнение повторяется от трех до пяти раз.

В тренировочном периоде стоит ряд задач:

  • Нормализация тонуса центральной нервной системы.
  • Снижение бронхоспазма и бронхиолоспазма.
  • Улучшение вентилирования дыхательных путей.
  • Восстановление ритма полноценного дыхания с приоритетным развитием выдоха.
  • Укрепление вспомогательной дыхательной мускулатуры и улучшение подвижности каркаса грудной клетки и диафрагмальной мышцы.
  • Обучение пациента самостоятельному расслаблению мышц и выполнению тренировок дома.
  • Тренировка пациента регулировать свое дыхание при эпизодах приступов.

В терапии бронхиальной астмы в период между приступами реализуется медицинская программа восстановления - различные способы и виды ЛФК: кинезотерапия, лечебная гимнастика, задания для самостоятельного выполнения, тренировки на тренажерах для дыхания, велоэргометры, дозированные и постепенные прогулки, плавательные процедуры, катание на лыжах, динамичный спорт. Пациент должен делать усилия мышцами во время упражнений в момент выдоха (при поворотах и наклонах туловища, бросании мячей). Обязательно должны делаться перерывы для отдыха и расслабления между повторениями.

Лечебная физкультура детей включает игры с активными движениями и упражнения с мячами больших размеров для гимнастики.

Примеры выполнения упражнений

Упражнения можно выполнять как дома, так и на свежем воздухе, в специальных амбулаторных кабинетах.

  1. 1. Становятся в основную стойку. Вдыхая, плавно поднимают руки от боков. Опуская, делают медленный шипящий выдох.
  2. 2. Стоя на ногах, обнимают себя за область нижних ребер. Делают вдох, немного сжимают грудную клетку, выдыхают с жужжанием.
  3. 3. Прямая стойка, кисти лежат на ребрах, локти отводятся в стороны и назад, одновременно ладонной поверхностью жмут толчками на бока грудной клетки, протяжно произнося букву "О".
  4. 4. Начинают как в предыдущем упражнении, но при отведении плеч делают вдох, на сведении - выдох.
  5. 5. Садятся на стул, руки упирают в бока. Вдох выполняется с поворотом тела в правую сторону и одновременным отведением руки назад. По возвращении в исходное положение продолжительно выдыхают. С левой стороной аналогично.
  6. 6. В положении стоя руки отводят назад и в стороны, вдыхают, затем резко себя обхватывают за верхнюю часть грудной клетки, кистями хлопнув по надлопаточным областям и выдохнув.
  7. 7. Лежат на спине, руки сгибают в локтях и подкладывают под себя. Вдыхая, выгибаются "мостиком", опираясь на затылочную область и локти. На выдохе - возврат в исходное положение.
  8. 8. Начало: лежа на спине, руки по швам. Руки в стороны, вдохнуть, колено одной ноги прижать к груди руками, затем медленно выдохнуть. Со второй ногой так же.
  9. 9. Из положения лежа тянутся корпусом к пальцам ног руками и лбом к коленям, делая вдох. Возвращаясь в исходное положение, выдыхают.
  10. 10. Из той же позиции: со вдохом поднимают выпрямленные ноги под углом сорок пять градусов, на выдохе опускают.
  11. 11. Лежа на спине: обхватывают грудную клетку, на выдохе сжимают ее.
  12. 12. Лежа с согнутыми в коленях ногами. Одну руку положить на грудь, вторую - на живот. Во время вдоха через нос жать на грудную клетку, с выдохом - на переднюю брюшную стенку.
  13. 13. Лечь на живот, руки вытянуть вдоль туловища, ноги выпрямить, поднимая их вверх - вдохнуть, опуская - выдохнуть.
  14. 14. Отжимания руками с упором коленями. При поднятии туловища вверх - вдох, вниз - выдох.
  15. 15. Лежать на животе, одновременно поднимать руки и ноги вверх, вдыхая. Задержавшись в этом положении, медленно выдохнуть.
  16. 16. Пожимать плечами - производить сокращения трапециевидных мышц.
  17. 17. Сводить лопатки вместе, напрячь межлопаточные мышцы, затем расслабить их и выполнить наклон туловища.
  18. 18. Попеременно напрягать и расслаблять мышцы правой и левой руки, мышцы шеи.
  19. 19. Звуковая гимнастика: после вдоха носом на выдохе произносить различные гласные и согласные звуки. В подготовительном периоде: "У", "И", "Е", "О". В тренировочном: "З", "С", "Р", далее добавлять звуки"Ш", "Щ", "Ж". Поначалу выдох производится на протяжении 5 сек, затем постепенно увеличивается до 30. Повторять упражнения 2-3 минуты с паузами в 30 сек, 5-6 раз в день.

Методика выполнения элементов

Средняя длительность лечебно-гимнастических занятий составляет около 20 минут. Выполняются они один раз в день, в умеренном темпе. Необходимое количество повторений поначалу составляет 4-5, увеличиваясь до 8-10. Два раза в сутки пациенты также выполняют сами комплекс индивидуальных упражнений. Астматикам необходима регулярная ходьба с дозированным режимом и удлиненным выдохом. Интенсивность нагрузок следует постепенно увеличивать.

Заметные результаты дают дозированные пробежки. Начинают с бега на месте, бедра поднимают невысоко, с неспешным темпом. Поначалу продолжительность упражнения составляет одну минуту, выполняется три раза в день - утром, за 30 минут до обеда и за 2 часа перед сном. Затем длительность бега увеличивается до 15 минут три раза в неделю, ежедневно прибавляется по 10-15 секунд. Во время пробежки важен правильный ритм дыхания: вдыхать носом, выдыхать в два раза дольше через губы, сложенные трубочкой.

Легкое и среднетяжелое течение заболевания улучшают плавательные процедуры. Они проводятся спустя две-три недели после обострения. Для тренировки вспомогательных для дыхания мышц выдыхать следует в воду, преодолевая ее сопротивление. Рекомендованы подвижные игры с мячом в облегченном варианте продолжительностью от 15 до 60 минут с обязательными паузами. Благодаря им у больных с редкими приступами можно свести их к минимуму. Тренажеры для дыхания помогают выполнять упражнения лежачим больным и тем, кто имеет тяжелые дыхательные нарушения. В качестве тренажеров могут выступать воздушные шарики и специальные надувные устройства. Выдох выполняется медленно.

По мере восстановления детей, болеющих астмой, эффективными и необходимыми являются закаливающие процедуры и систематические гуляния в парках и на улице.

Кроме общепринятых методов физиотерапии дыхания используются волевая ликвидация глубокого дыхания К. П. Бутейко и гимнастика парадоксальной структуры А. Н. Стрельниковой. Первая методика состоит в неглубоком носовом дыхании, задерживая выдох, что улучшает снабжение легких кислородом. Вторая акцентируется на коротком вдохе с большим количеством интенсивных повторений.

По завершении пребывания в стационарном лечебном учреждении больным рекомендовано амбулаторное продолжение курсов лечебной гимнастики с врачебным наблюдением, т. е. в поликлиническом ЛФК-кабинете или диспансере физической культуры с наличием врача.