Главная · Набор массы · Тип рамы хардтейл. Виды горных велосипедов - зачем такое разнообразие? Кто должен уступить дорогу

Тип рамы хардтейл. Виды горных велосипедов - зачем такое разнообразие? Кто должен уступить дорогу

По типу амортизации выделяют несколько видов велосипедов: ригиды ( жёсткая, задний амортизатор отсутствует), хардтейлы (вилка амортизационная, задняя часть жёсткая) и двухподвесы (и спереди, и сзади присутствует амортизатор). Сейчас мы поговорим о том, для чего нужны хардтейлы, где и кем они используются.

Велосипеды типа хардтейл выигрывают у двухподвесов в массе и накате по ровной дороге, но проигрывают на бездорожье. По сравнению с ригидами они лучше на бездорожье, но хуже на шоссе. Из этого можно сделать вывод о том, что велосипеды с мягкой вилкой и без задней амортизации созданы для таких дисциплин, в которых важна не только проходимость, но и накат, либо для экстремальных видов велоспорта. К таким дисциплинам относятся кросс-кантри (XC), дёрт-джампинг (DJ), байкер-кросс (4x); иногда хардтейлы используются даже во фрирайде.

Хардтейлы не используют в особо опасных горных дисциплинах, так как для них требуются длинноходные передние и задние амортизаторы. Поставив 200-миллиметровую двухкоронную вилку на хардтейл, вы рискуете сломать раму в районе стакана. Так происходит потому, что рама хардтейла не рассчитана на длинноходный амортизатор, геометрия искажается, и угол рулевого стакана становится сильно пологим. Рама не выдерживает такой нагрузки и ломается.

Велосипеды для различных дисциплин велоспорта отличаются разной геометрией. В каких-то рамах длинные перья, в других – короткие; одни велосипеды длинные, другие – короткие и так далее. Все это влияет на поведение байка в различных условиях. Именно поэтому лучше не использовать велосипед не по назначению, ведь так возрастает вероятность получения травмы.

Для хардтейла важной характеристикой является вес. Производители облегчают свои рамы одинарным, двойным, тройным баттингом. Баттинг – это утончение стенок рамы без потери прочности. Также среди профессионалов в кросс-кантри распространены сверхлёгкие карбоновые рамы.

Различные виды рам хардтейлов

Cross-country

Кросс-кантри (КК, XC) – это дисциплина маунтинбайка, в которой предусмотрено движение по пересечённой местности с затяжными подъёмами и спусками. В XC основной упор идёт на выносливость райдера. с задним амортизатором (если он есть) только гасит вашу скорость и заставляет тратить больше усилий на педалирование. Именно поэтому двухподвесы в КК используются только на трассах со сложными техничными элементами, которые пройти на хардтейле сложнее.

Хорошая рама кросс-кантрийного велосипеда должна помогать спортсмену в прохождении трассы своей хорошей инертностью и небольшим весом

Горный велосипед для XC обычно имеет высокую верхнюю трубу переднего треугольника рамы, длинные перья, не сильно пологий, но и не крутой угол рулевого стакана, достаточно узкий руль и низкую каретку. Все это делает велосипед накатистым, манёвренным, устойчивым и аэродинамичным, что и требуется для гонок кросс-кантри! Сидушку поднимают так, чтобы нога велосипедиста при педалировании практически полностью выпрямлялась. Это сохранит коленный сустав здоровым и улучшит КПД мышц.

У кросс-кантрийных велосипедов есть некоторые сходства с шоссейными: посадка райдера в этих видах байков максимально аэродинамичная. Седло располагается на уровне руля или даже выше него, чтобы придать телу велосипедиста обтекаемую форму.

Dirt-jumping

Соревнования по дёрту проводятся на специальной трассе с трамплинами различной величины. Спортсмену необходимо прыгнуть и сделать в воздухе какой-либо трюк.

Для этой дисциплины используют хардтейлы, которые легко поднять в воздух и которыми удобно управлять при исполнении трюков. Эти черты придаёт дёртовым байкам особая геометрия.

Хардтейлы для этой дисциплины кардинально отличаются от велосипедов для XC. Их рамы созданы специально для трюков. Короткие перья и руль с подъёмом позволяют легче выдёргивать руль, а длинная база отвечает за стабильность велосипеда. Очень прочная рама – обычно хром-молибденовая стальная – не подведёт в ответственный момент. Сидушку опускают на минимум, чтобы не мешала исполнять фигуры в воздухе; верхняя труба рамы расположена низко также для удобства. Каретка расположена достаточно высоко для успешного выполнения трюков.


Велосипед для дёрт-джампинга обычно односкоростной (синглспид) и без тормозов

Street

Стрит – дисциплина, в которой райдеры делают всевозможные трюки на асфальте или на городских препятствиях: лестницах, скамейках, бордюрах и других.

Хардтейл для стрита практически ничем не отличается от дёртового. У него угол рулевой колонки более резкий ввиду того, что райдеры выполняют трюки в основном на плоскости, в отличие от дёрта. У стрит-байка часто стоит жёсткая вилка вместо мягкой. Это уже зависит от предпочтений самого велосипедиста.

4-cross или байкер-кросс

4x и дуал-слалом – дисциплины, в которых райдеры едут по 4 (в four-cross) или 2 (в дуал-слаломе) человека по специально заготовленной трассе, сочетающей в себе различные элементы: кочки, трамплины, контруклоны, дропы.

Для таких гонок созданы специальные велосипеды, имеющие короткоходную вилку (80–100 мм), короткие перья для лёгкости прыжков, заваленный угол вилки для устойчивости на трассе. Руль ставят как можно ниже, для этого применяют следующие меры: полуинтегрированная рулевая колонка находится внутри рамы (не выходит за пределы рулевого стакана рамы), низкая вилка, руль с низким подъёмом или без него вообще, проставочные кольца под рулём убираются.

Часто хардтейлы для 4x используют маленькой ростовки: таким велосипедом легче управлять. Их передний треугольник длинный, а задний – маленький. Вместе с сильно наклонённым рулевым стаканом это даёт длинную базу велосипеда. Манёвренность байка от этой особенности геометрии снижена, зато держать равновесие на высоких скоростях легче.

Почему именно хардтейл? Горный велосипед с полной амортизацией будет проигрывать в этом типе гонок. Разогнать такой велосипед сложнее, потому что он больше по весу относительно хардтейла, и его подвеска раскачивается при езде. В байкер-кроссе решающее значение имеет ускорение, и никакая полная амортизация вам не поможет в быстром преодолении препятствий.


Пологий угол рулевой колонки и короткоходная вилка – идеальное решение для 4x

Гибриды

Существуют также гибриды. Гибрид – это дорожный велосипед с мягкой вилкой и узкими покрышками.

Геометрия таких байков выполнена так, чтобы его владельцу было удобно не спеша ездить по городу. Благодаря регулируемому выносу руля, у большинства моделей высокий руль обеспечивает комфортную посадку человека. Часто на гибриды устанавливают амортизированный подседельный штырь и седло. На раме предусмотрены крепления для , багажника, корзины на руль, подножки, сумки.

Гибрид – лучший выбор для тех, кто ездит в основном по городским паркам и асфальтированным дорогам.

Велосипед типа хардтейл наиболее распространён, благодаря своей стоимости и многообразию применений. Даже на бюджетных велосипедах можно участвовать в соревнованиях и выигрывать, чего не скажешь о двухподвесах. На хардтейле можно оттачивать своё мастерство вождения на спотах и на нём же заниматься туризмом и активным отдыхом, а также использовать его как повседневный транспорт, экономя деньги на бензине и совершенствуя свою мускулатуру!

Амортизационная вилка создана для смягчения всех проходимых вами препятствий. Она состоит из пружины, на которую приходится основной «удар» и которая обрабатывает колебания, и демпфера, который колебания поглощает. Все эти части изготавливаются из разных материалов с употреблением воздуха, масла, синтетических материалов – эластомеров. В зависимости от этого, амортизационная вилка может быть масляно-воздушной, пружинной, эластомерной, пружинно-эластомерной, воздушной.

Дисковые тормоза – это особый вид ручного тормоза, который представляет собой стальной диск, который устанавливают на специальную втулку колеса, и устройство, которое сжимает диск тормозными колодками. Дисковые тормоза имеют ряд преимуществ: независимость от погодных условий (дождь, снег), меньшее засорение при езде, лучшая модуляция, на их работу не влияют «восьмерки» колеса, не изнашивают обод, требуют более редкого обслуживания.

Качественный обод – залог успешного катания и не искривления колес «восьмерками» и прочими «радостями». Двойные обода более долговечные и ремонтопригодные. При этом они имеют меньший вес, но более высокую прочность.

Алюминиевая рама широко используется многими известными производителями велосипедов. Как правило, применяется сплав алюминия с кремнием, цинком, скандием, магнием. Преимущество её состоит в том, что при уменьшении веса конструкции, прочность и надежность рамы остается на высоком уровне. Среди прочих достоинств алюминиевой рамы – хорошая динамика и чувствительность к дороге, высокая стойкость к коррозии, хорошая грузоподъемность.

Гидравлический привод тормозов работает по принципу прижима колодок к диску посредством давления тормозной жидкости, которую заливают в специальные тросы – гидролинию. Гидравлический привод отличается отличной выносливостью, скоростью реакции механизма на давление на ручку, общей надежностью системы, проверенной годами. Недостатки: высокая стоимость, чуть более дорогое обслуживание.

Многоскоростной велосипед подойдет для рельефной местности. Такой байк оборудуется системой переключения скоростей, а количество передач зависит от типа велосипеда и уровня подготовки велосипедиста. Многоскоростные велосипеды от известных производителей по надежности не уступают и даже превосходят модели, где используется одна передача.

Демпфером в масляно-воздушных, масляно-пружинных вилках служит картридж с маслом, а в пружиной – воздух (в воздушных). Преимущества вилок, в которых используется воздух или масло: комфорт, лучшая обработка мелких неровностей, гашение вибраций, быстрый отскок. Такие вилки улучшают и ходовые качества велосипеда – управляемость, комфорт, и эксплуатационные – надежность, долговечность.

Карбоновая рама известна своей прочностью и жесткостью. Карбоновая рама используется там, где нужно достичь максимально небольшого веса. К примеру, вес некоторых карбоновых рам не превышает 1000 г. Особенно важно это для двухподвесов, кросс-кантрийных хардтейлов, шоссейников. Главный её недостаток – это высокая стоимость.

Хардтейл является одним из самых популярных и универсальных семейств велосипедов. Большинство любителей прогулок на велосипедах пользуются именно этими моделями, даже не подозревая о разновидности своего железного коня. Название велосипеда говорит само за себя - в переводе с английского хардтейл - «жесткий хвост». Другими словами, на таких экземплярах амортизационная вилка стоит только на переднем колесе, но не на заднем.

Сколько нужно, чтобы было удобно

Нельзя считать, что велосипед, на котором оба колеса имеют амортизационную вилку -двухподвесной, будет значительно и однозначно лучше, чем хардтейл или ригидный велосипед. В каждой конструкции есть как свои достоинства, так и недостатки. Прежде чем отправляться за покупкой велосипеда, стоит понять для себя, как вы будете кататься.

Сами хардтейлы бывают с жесткой вилкой и с амортизационной. Имеющие ригидную вилку велосипеды быстрее разгоняются и имеют меньшую массу, имеют меньшую стоимость и обычно лучше укомплектованы. Но пользователь, который рискнет кататься на таком хардтейле не по ровным дорогам, а по постоянным неровностям, рискует заработать поражение суставов и проблемы с позвоночником.

Цена на хардтейлы с амортизационной вилкой ощутимо выше, но она полностью оправдана.

Амортизация переднего колеса вберет в себя все неровности дорожного покрытия, защитит ваши суставы от возможных повреждений. Она снизит лишнюю вибрацию руля, улучшив маневренность и управляемость аппарата. Да и цена зависит не только от одной передней вилки.

Двухподвесные модели имеют значительно больший вес по сравнению с аналогами. Катание на таких моделях обычно максимально комфортное, ничто не заставляет наездника трястись. Но скорость на таком велосипеде развить максимальную не получится, так как часть вкладываемой в педали водителем энергии будет уходить в погашенном виде именно из-за двух амортизационных вилок.

И получается, что для набора обычной скорости хардтейла владельцу двухподвесного велосипеда придется вложить вдвое больше сил.

Что выбрать - хардтейл или двухподвес

Технически как хардлейлы, так и двухподвесы относятся к разряду горных велосипедов. Обычно в их сторону склоняются поклонники активных видов отдыха, которые хотят передвигаться по пересеченной местности, покорять вершины и загородное бездорожье. Вес таких моделей обычно превышает средние и увеличивается до 20 килограмм за один велосипед, что обеспечивает ему надежность и устойчивость на дорогах.

Чтобы определиться с выбором, нужно решить, где будет использоваться велосипед. Использовать хардтейл для катания кросс-кантри такая же неудачная идея, как и использовать двухподвес в гонке с хардтейлами по ровному бездорожью. Хардтейл имеет меньший вес за счет амортизации только на одном колесе, что позволяет ему получать большую скорость на ровных дистанциях по сравнению с двухподвесным велосипедом.

Если же предполагается постоянное катание на небольших холмах, большом количестве подъемов и спусков, резких поворотов и изменений плотности земли - наличие песка, щебня или гальки, то лучше хардтейл не выбирать. Так как сзади на хардтейле стоит жесткая вилка, то и на всех ухабах и кочках наездника будет трясти. А столкновение с любым более серьезным препятствием на большой скорости может закончиться вылетом из седла или даже переломом.

Преимущества

У хардтейлов есть несколько преимуществ, которых нет и не может быть у двухподвесных вариантов. Конечно, катание на таком велосипеде предполагает опыт и соответствующие навыки катания у велосипедиста, а также более частый ремонт из-за вибрации всего велосипеда, но у него множество достоинств:

  • Старт на таком велосипеде будет быстрым и легким;
  • Нет смещений заднего треугольника, что очень актуально для людей с избыточным весом;
  • Не нужен постоянный профилактический уход и ремонт - двухподвесные рамы требуют минимум раз в полгода осмотра и замены стертых подшипников;
  • Цена вопроса - заменить треснувшую раму на новую проще и дешевле, чем у двухподвесного аналога;
  • Легко устанавливается задний багажник;
  • Нужно учитывать, что заднюю часть велосипеда часто будет заносить во время поворотов;
  • Количество затрат энергии значительно ниже.

Особенности хардтейлов таковы, что при выборе этого велосипеда нужно внимательно ознакомиться с предстоящей поездкой. Наличие постоянной вибрации, ям и столкновений напрямую негативно воздействует на простату у мужчин, появление микротрещин в позвоночнике, суставах рук и ног, приводят к проблемам со спиной, коленями и не прощает ошибок ведения транспорта. Если уже имеются проблемы с суставами, травмы колена или нарушения работы внутренних органов, то стоит задуматься о выборе двухподвесного велосипеда.

Отдельно стоит упомянуть существование хардтейлов с большим диаметром колес. Двадцатидюймовые велосипеды обладают рядом особенностей - они легко преодолевают небольшие неровности дороги благодаря отлично подобранной карбоновой или алюминиевой вилке, увеличенной мягкости моделей и отличным накатом. Однако придется сильно постараться, чтобы этот велосипед развил большую скорость. Нужно больше сил для приведения его в движение, но многие профессионалы предпочитают такие найнеры, потому что они добавляют уверенности в преодолении препятствий, позволяют чувствовать себя более удобно и максимально комфортно.

В первую очередь стоит отметить, что ремонт таких аппаратов обойдется дороже, дольше и сложнее. Самостоятельно вряд ли получится заниматься поправкой состояния велосипеда, а постоянные катания в мастерскую не добавляют удовольствия. Скорость такого велосипеда отличается от ригидного или дартхейла, за счет большого веса. Этот вес складывается из более тяжелой, но необходимой тяжести рамы, тяжести подвесов обоих колес и дополнительных аксессуаров.

Стоимость такого велосипеда также будет значительно выше, чем у дартхейла. За стоимость одного неплохого двухподвеса можно приобрести до 5 хороших дартхейлов и до 10 ригидных велосипедов без лишних аксессуаров. Вес двухподвеса больше, что усложняет его перенос в необходимых местах, затаскивание домой на определенный этаж и количество сил, которое потребуется для старта.

Однако этот вариант во много раз безопаснее для здоровья человека. Здесь намного меньше нежелательных встряхиваний, вибрации и прочих неприятных моментов дороги.

Выбор очевиден при наличии хронических заболеваний костей или даже предрасположенности к проблемам с позвоночником. Двухподвесные велосипеды отлично уравнивают неровности дороги и позволяют владельцу кататься в свое удовольствие, не превращая езду в каторгу.

Несколько десятилетий назад абсолютное большинство велосипедистов катались на велобайках, которые сегодня принято называть ригидами – с жёсткой вилкой и без амортизации заднего колеса. Однако революция в велостроении вывела на передний план потребительского спроса горные велосипеды, в конструкции которых присутствует либо полная подвеска обеих осей. Первый тип велобайков получил название хардтейлов (от английских слов «Hard» - жесткий и «Tail» - хвост, задняя часть), второй назвали двухподвесными велосипедами.

Хардтейлы и двухподвесные байки – что это?

Подавляющее большинство велобайков, используемых сегодня любителями всех возрастов, являются . У этой конструкции немало преимуществ, наиболее весомое среди которых – доступная стоимость, причём при весьма достойном качестве. Как правило, обычные велосипедисты, для которых байк является средством активного отдыха, не увлекаются преодолением ярко выраженных препятствий, предпочитая относительно ровные парковые или дачные дорожки. Для такого катания горный хардтейл – лучший тип велобайка, поскольку амортизированная вилка смягчает небольшие толчки, обеспечивая относительно комфортное и безопасное катание.


Сфера использования гораздо более узкая: они предназначены для преодоления действительно серьёзных препятствий – каменистых трасс, крутых подъёмов и спусков, нередко – по тропинкам с выступающими корнями деревьев и другими неровностями. Амортизация обеих колес полностью нивелирует мелкие толчки, а крупные существенно смягчает, благодаря чему ехать комфортнее. Сцепление колес с дорогой сохраняется, вне зависимости от рельефа поверхности, увеличивается проходимость.

Достоинства хардтейлов


С точки зрения обычного любителя велосипедной езды, который не стремится завоёвывать призы в соревнованиях и катается исключительно для удовольствия, хардтейл намного более удобен, чем двухподвес, потому что:

    позволяет быстро и уверенно стартовать с места;

    при вращении педалей отсутствует раскачка, ухудшающая равновесие ездока;

    благодаря жёсткой прочной раме исключаются торсионные смещения заднего треугольника;

    простота конструкции обеспечивает высокую надёжность и ремонтопригодность;

    рама не требует частого проведения профилактики (для двухподвесов обязательным является осмотр минимум раз в полгода с заменой подшипников);

    возможна установка багажника для туристических поездок;

    стоимость хардтейла существенно ниже, чем двухподвеса.

Безусловно, фактор стоимости обладает приоритетным значением в большинстве случаев. Вряд ли человек, использующий велобайк исключительно для развлечения, согласится потратить вдвое, а нередко и втрое большую сумму, чтобы в итоге купить не качественный горный хардтейл, а бюджетный двухподвесный велосипед.

Для кого хардтейл будет наиболее подходящим байком?


Прошло всего несколько десятилетий с момента появления на рынке массовых моделей хардтейлов, но сегодня этот тип велосипедов является самым востребованным и распространённым в любительском классе. Велосипед удобен, неприхотлив, позволяет в обслуживании, а нередко и в ремонте обходиться собственными силами, не прибегая к дорогостоящим услугам веломастерских. Конструкция достаточно проста, поскольку в ней отсутствует дорогостоящий и сложный механизм задней подвески, к тому же является вдвое-втрое более доступной по стоимости. Всё это делает круг потребителей, покупающих хардтейлы, максимально широким, причём во всех возрастных и социальных группах.

Существует ещё одно обстоятельство, о котором нередко забывают. Во время соприкосновения с любым препятствием на дороге конструкция велосипеда испытывает вертикально направленную нагрузку. Лишённый подвесок ригид не гасит эти колебания, а передаёт их телу велосипедиста, который вынужден прилагать значительные усилия, чтобы попросту не вылететь из седла. В итоге, при катании на мало-мальски неровной дороге у него быстро устают руки, а удовольствие от поездки сводится к нулю.

В то же время хардтейл с его амортизационной вилкой успешно гасит большинство сотрясений, благодаря чему даже не слишком опытный велосипедист уверенно держится в седле и дольше не испытывает усталости. Излишне напоминать о качестве многих отечественных дорог и парковых дорожек, особенно в сельской местности и дачных посёлках. Вот почему хардтейлы сегодня востребованы в бюджетной и средней ценовых категориях больше, чем прочие типы велосипедов.

Разновидности спортивных хардтейлов


Не следует думать, будто горный хардтейл – велосипед, используемый исключительно для любительского катания. Существует немало спортивных , основанных на использовании этого типа байков. Рамы для них отличаются своей особой геометрией. Что это за виды спорта, и какие рамы для них требуются?

    Кросс-кантри, или езда по неровной местности, изобилующей длинными спусками и подъёмами. Велобайк с задним амортизатором здесь заставляет тратить больше сил на вращение педалей. Поэтому, если трасса не слишком сложна, лучший выбор для этого вида спорта – конечно, хардтейл с высокой верхней трубой и довольно длинными перьями рамы. Каретка расположена ниже обычного, чтобы обеспечить спортсмену хорошую устойчивость.

    Dirt-jumping, или просто дёрт – преодоление трассы с трамплинами разной высоты. Приветствуется способность спортсмена показать особенный прыжок, в котором присутствует какой-либо трюк. Здесь требуется высокая жёсткость рамы в сочетании с длинной базой, позволяющей лучше распределять ударную нагрузку. Каретка может быть расположена выше линии осей.

    Стрит – исполнение трюков на асфальте или преодоление уличных препятствий – лестниц, бордюров, скамеек и т.д. В этой спортивной дисциплине необходим практически такой же велобайк, как и для дёрта, но рулевая колонка стоит под более резким углом, а вилка обладает большей жёсткостью.

    4-кросс и дуал-кросс – гонки по сложной трассе, в которых участвуют пары или четвёрки байкеров. При прохождении маршрута они должны преодолевать разнообразные пригорки, трамплины, дропы, контруклоны и т.д. Лучший тип велосипеда в этой дисциплине обладает короткоходной вилкой, компактной рамой с короткими перьями и сильно заваленным углом вилки, обеспечивающим высокую устойчивость байка.

Из всего вышесказанного можно сделать однозначный вывод: для любительского катания лучшие велосипеды – это хардтейлы бюджетного или среднего ценового сегмента. Но если велосипед необходим для серьёзных занятий в любой из существующих сегодня велодисциплин, придётся приобретать специализированную модель, отвечающую всем требованиям выбранного вида велоспорта.