Главная · Витамины  · Юрий нагибин драгоценный груз. Юрий нагибин - драгоценный груз Юрий Нагибин Драгоценный груз

Юрий нагибин драгоценный груз. Юрий нагибин - драгоценный груз Юрий Нагибин Драгоценный груз

Юрий Нагибин

Драгоценный груз

Юрий Маркович, мы подчас так спешим пережить свое детство, отбросить его, будто бы оно - связывающие наши действия пеленки. А между тем взгляд человека, сохраняющего в памяти детство, не потерявшего детскую остроту восприятия, обретает особую перспективу. В вашем творчестве она ясно и четко просматривается. Что дает вам как писателю это ощущение привязанности к детству?

Юрий Нагибин . Хочу напомнить абсолютно справедливую, блестяще сформулированную и не поблекшую от многократного цитирования истину, что все мы родом из своего детства. Она справедлива по отношению к любому человеку, к художнику - справедлива вдвойне. Можно привести множество примеров, когда большие писатели обращались к образам детства. Толстой, Лесков, Пруст, Ренар, Горький… И самым чистым, самым светлым, самым важным, большим и значимым навсегда остается образ матери.

Мать - это первая родина. И может быть даже по значению своему - самая большая.

Мать по крови, мать, давшая жизнь, или женщина, заменившая мать, ставшая ею в силу каких-то жизненных обстоятельств (скажем, А. М. Горькому, рано потерявшему мать, ее заменила бабушка), - этот образ никогда не теряет своей притягательности, своей силы, и любой человек, не только творческий, невольно соотносит свою жизнь, свои уже взрослые поступки с тем зачастую неуловимым, неощутимым, незримым научением, которое пришло к нему от матери.

Человек формируется всей жизнью. Двор, детский сад, школа и все то, что связано с ней: первый пионерский отряд, комсомол - это важные, формирующие человеческую душу начала. Но переживание, ощущение, связанное с матерью, - первое, такое глубокое, такое мощное. Никакая нянька, воспитательница, учительница, вожатая или классная руководительница не обладает материнской силой воздействия на строящуюся душу ребенка.

Для меня, да и для всех моих сверстников-соучеников (а за их жизнью я следил; наши связи прервались, и то не полностью, лишь во время войны) всегда играла огромную роль в жизни семья, причем у большинства - именно мать.

Мы принадлежим к поколению людей, родившихся в первые тревожные годы Советской власти. У меня и у моих сверстников было очень много общего и почти у всех были сходные отношения со своими родителями, со своими матерями. Я буду рассказывать о своем детстве, но это вместе с тем в весьма существенных чертах - рассказ о детстве моих друзей, моих однокашников.

Я двадцатого года рождения, коренной москвич. Так получилось, что воспитывался я в основном матерью. Отца изъяли из моей жизни, когда мне было восемь лет. Вскоре возник отчим, но он жил отдельно и лишь появлялся у нас. Позднее он сыграл большую роль в моем формировании. А детство мое было согрето Вероней, нашей «домоправительницей». И был мой родной дед - врач.

Вот первые воспитатели. Каждый вносил какую-то лепту в мое развитие, но никто никогда не думал и не говорил, что он меня воспитывает, создает, формирует. Ответственность и любовь в нашей семье были истинными, подлинными, недекларируемыми. Дед и две женщины сумели в силу своей душевной ответственности создать такую обстановку, что я не ощущал отсутствия отца. Меня воспитывали и с любовью, и с определенной жестокостью, придерживаясь тех правил, которым следовал бы мой отец, если бы он был рядом. И хотя я почти все время пропадал во дворе, в школе, на спортивной площадке, на катке, все равно часы, проведенные дома, в полутора комнатах большой коммунальной квартиры, которые мы занимали, оказались по содержанию своему наиболее важными, глубокими, наиболее способствующими постижению сложности жизни.

Когда я анализирую свои взгляды и доискиваюсь причин моих нынешних поступков, если мне хочется проследить, откуда у меня те или иные качества, то я чаще всего нахожу у их истоков мою мать - Ксению Алексеевну.

Я очень люблю природу. Конечно, это находит отражение и в моих рассказах. Писатель Николай Атаров удачно назвал статью-предисловие к моему двухтомнику - «Человек из глубины пейзажа». Так он охарактеризовал моего лирического героя. Откуда такая слитность с дышащим, зеленым, синим миром, с тем, что за окнами? Ведь по рождению я человек городской. Мать передала мне свою любовь к этому миру.

Я очень хорошо помню, как меня в первый раз привели на подмосковную речку Учу, сейчас там знаменитое Учинское водохранилище. Мне не было семи лет, но я уже прекрасно знал, что есть что, знал названия большинства окружающих меня предметов, к тому же очень рано начал читать. Но здесь я мало что знал. Помню, мать подвела меня к сосне. «Смотри, это дерево, - сказала она со странной значительностью. - Наше русское дерево. Какое оно большое, доброе, надежное, И как чудно пахнет, Сколько в нем доверчивой силы и как легко его ранить!» Растроганная и чуть торжественная интонация поразила меня. Мать была человеком, сдержанным до суровости. В нашей семье было принято держать свои чувства на привязи. Никакой сентиментальности, сюсюкающего тона, поцелуев и ласк. Наверное, поэтому так тронули меня мамины слова. Мне открылось светлое чудо, имя которому «дерево».

Может быть, моя любовь к деревьям покажется чудачеством, хуже - ломаньем, но я говорю искренне. Давно уже я постоянно живу за городом и до сих пор, если у меня плохое настроение, неприятности, тоска, иду в лес. Прижмешься щекой к березе или к шершавому стволу дуба - и успокаиваются в душе дурные страсти, все беды кажутся маленькими и преходящими, и свежая сила вливается в тебя. Дерево дает ощущение причастности к великой тайне мироздания, вечности. Возле деревьев я всегда вспоминаю о матери…

После того первого лета за городом мать заметила, что я тоскую зимой без живого мира природы. Тогда она научила меня собирать гербарий, засушивать цветы. И хотя им было далеко до живых цветов, все же и в засохших бутонах таилось очарование, скрашивающее долгую зиму.

Мама всегда разделяла мои увлечения - будь то рисование, коллекционирование, сбор гербария; как-то исподволь, незаметно направляя, не давала потерять веру в себя. В деревне она «объяснила» мне весь окружающий мир. У нее не было специальных знаний (закончила с грехом пополам только гимназию), но ради меня она узнала очень много о природе, запомнила названия цветов и трав, грибов съедобных и ядовитых, бабочек, насекомых. Дома мне разрешали держать животных. У нас жили щенок Джек, четыре певчие птички, кошка, одно время - даже лисица… Птицы: чиж, щегол, чечетка и канарейка - совсем не боялись нас, летали по комнатам, благо мы жили в старом доме с высокими потолками, садились на руку, на плечо. Бережное отношение к зеленому миру, к младшим братьям естественно входило в душу, без назиданий и скучных проповедей.

Юрий Маркович, мы подчас так спешим пережить свое детство, отбросить его, будто бы оно - связывающие наши действия пеленки. А между тем взгляд человека, сохраняющего в памяти детство, не потерявшего детскую остроту восприятия, обретает особую перспективу. В вашем творчестве она ясно и четко просматривается. Что дает вам как писателю это ощущение привязанности к детству?

Юрий Нагибин . Хочу напомнить абсолютно справедливую, блестяще сформулированную и не поблекшую от многократного цитирования истину, что все мы родом из своего детства. Она справедлива по отношению к любому человеку, к художнику - справедлива вдвойне. Можно привести множество примеров, когда большие писатели обращались к образам детства. Толстой, Лесков, Пруст, Ренар, Горький… И самым чистым, самым светлым, самым важным, большим и значимым навсегда остается образ матери.

Мать - это первая родина. И может быть даже по значению своему - самая большая.

Мать по крови, мать, давшая жизнь, или женщина, заменившая мать, ставшая ею в силу каких-то жизненных обстоятельств (скажем, А. М. Горькому, рано потерявшему мать, ее заменила бабушка), - этот образ никогда не теряет своей притягательности, своей силы, и любой человек, не только творческий, невольно соотносит свою жизнь, свои уже взрослые поступки с тем зачастую неуловимым, неощутимым, незримым научением, которое пришло к нему от матери.

Человек формируется всей жизнью. Двор, детский сад, школа и все то, что связано с ней: первый пионерский отряд, комсомол - это важные, формирующие человеческую душу начала. Но переживание, ощущение, связанное с матерью, - первое, такое глубокое, такое мощное. Никакая нянька, воспитательница, учительница, вожатая или классная руководительница не обладает материнской силой воздействия на строящуюся душу ребенка.

Для меня, да и для всех моих сверстников-соучеников (а за их жизнью я следил; наши связи прервались, и то не полностью, лишь во время войны) всегда играла огромную роль в жизни семья, причем у большинства - именно мать.

Мы принадлежим к поколению людей, родившихся в первые тревожные годы Советской власти. У меня и у моих сверстников было очень много общего и почти у всех были сходные отношения со своими родителями, со своими матерями. Я буду рассказывать о своем детстве, но это вместе с тем в весьма существенных чертах - рассказ о детстве моих друзей, моих однокашников.

Я двадцатого года рождения, коренной москвич. Так получилось, что воспитывался я в основном матерью. Отца изъяли из моей жизни, когда мне было восемь лет. Вскоре возник отчим, но он жил отдельно и лишь появлялся у нас. Позднее он сыграл большую роль в моем формировании. А детство мое было согрето Вероней, нашей «домоправительницей». И был мой родной дед - врач.

Вот первые воспитатели. Каждый вносил какую-то лепту в мое развитие, но никто никогда не думал и не говорил, что он меня воспитывает, создает, формирует. Ответственность и любовь в нашей семье были истинными, подлинными, недекларируемыми. Дед и две женщины сумели в силу своей душевной ответственности создать такую обстановку, что я не ощущал отсутствия отца. Меня воспитывали и с любовью, и с определенной жестокостью, придерживаясь тех правил, которым следовал бы мой отец, если бы он был рядом. И хотя я почти все время пропадал во дворе, в школе, на спортивной площадке, на катке, все равно часы, проведенные дома, в полутора комнатах большой коммунальной квартиры, которые мы занимали, оказались по содержанию своему наиболее важными, глубокими, наиболее способствующими постижению сложности жизни.

Когда я анализирую свои взгляды и доискиваюсь причин моих нынешних поступков, если мне хочется проследить, откуда у меня те или иные качества, то я чаще всего нахожу у их истоков мою мать - Ксению Алексеевну.

Я очень люблю природу. Конечно, это находит отражение и в моих рассказах. Писатель Николай Атаров удачно назвал статью-предисловие к моему двухтомнику - «Человек из глубины пейзажа». Так он охарактеризовал моего лирического героя. Откуда такая слитность с дышащим, зеленым, синим миром, с тем, что за окнами? Ведь по рождению я человек городской. Мать передала мне свою любовь к этому миру.

Я очень хорошо помню, как меня в первый раз привели на подмосковную речку Учу, сейчас там знаменитое Учинское водохранилище. Мне не было семи лет, но я уже прекрасно знал, что есть что, знал названия большинства окружающих меня предметов, к тому же очень рано начал читать. Но здесь я мало что знал. Помню, мать подвела меня к сосне. «Смотри, это дерево, - сказала она со странной значительностью. - Наше русское дерево. Какое оно большое, доброе, надежное, И как чудно пахнет, Сколько в нем доверчивой силы и как легко его ранить!» Растроганная и чуть торжественная интонация поразила меня. Мать была человеком, сдержанным до суровости. В нашей семье было принято держать свои чувства на привязи. Никакой сентиментальности, сюсюкающего тона, поцелуев и ласк. Наверное, поэтому так тронули меня мамины слова. Мне открылось светлое чудо, имя которому «дерево».

Может быть, моя любовь к деревьям покажется чудачеством, хуже - ломаньем, но я говорю искренне. Давно уже я постоянно живу за городом и до сих пор, если у меня плохое настроение, неприятности, тоска, иду в лес. Прижмешься щекой к березе или к шершавому стволу дуба - и успокаиваются в душе дурные страсти, все беды кажутся маленькими и преходящими, и свежая сила вливается в тебя. Дерево дает ощущение причастности к великой тайне мироздания, вечности. Возле деревьев я всегда вспоминаю о матери…

После того первого лета за городом мать заметила, что я тоскую зимой без живого мира природы. Тогда она научила меня собирать гербарий, засушивать цветы. И хотя им было далеко до живых цветов, все же и в засохших бутонах таилось очарование, скрашивающее долгую зиму.

Мама всегда разделяла мои увлечения - будь то рисование, коллекционирование, сбор гербария; как-то исподволь, незаметно направляя, не давала потерять веру в себя. В деревне она «объяснила» мне весь окружающий мир. У нее не было специальных знаний (закончила с грехом пополам только гимназию), но ради меня она узнала очень много о природе, запомнила названия цветов и трав, грибов съедобных и ядовитых, бабочек, насекомых. Дома мне разрешали держать животных. У нас жили щенок Джек, четыре певчие птички, кошка, одно время - даже лисица… Птицы: чиж, щегол, чечетка и канарейка - совсем не боялись нас, летали по комнатам, благо мы жили в старом доме с высокими потолками, садились на руку, на плечо. Бережное отношение к зеленому миру, к младшим братьям естественно входило в душу, без назиданий и скучных проповедей.

Вот пример совершенно другого рода. Но тоже из тех уроков детства, которые для меня бесконечно важны. В рассказе «Друг дома» (автобиографичном, как и большая часть написанных мною о детстве, но включающем элементы писательского своеволия) я приписал этот урок отцу. Сейчас хочу рассказать, как все было на самом деле.

К нам часто приходили гости. И среди них - высокообразованный, блестящий, красивый человек с большой золотистой бородой и светлым вдохновенным взглядом. Он был весьма элегантен, любил комфорт, никуда не спешил и умел получать максимум наслаждения от каждой малости, будь то стакан крепкого чая с лимоном, душистая папироса или легкий, необременительный разговор, в котором можно блеснуть остроумием.

Его звали дядя Сережа. Владимир Маяковский - друг моей матери - называл его Сережей Великолепным, так он был декоративен. В рассказе я его переименовал в дядю Володю, и сейчас мне проще называть друга нашего дома этим именем. Дяде Володе, одаренному и опытному переводчику, были по плечу самые сложные тексты. Он тонко чувствовал стиль писателя, не знал языковых затруднений. Но ленивый и безразличный, он промышлял переводами второстепенной литературы, не брезгуя и заведомой халтурой. Так было куда проще, легче и веселее. Дядя Володя очень музыкально, красивым голосом напевал песенку об итальянском лоботрясе, был великолепным рассказчиком, много знал и мог в два счета очаровать кого угодно: людей пожилых и юных, мою любимую Вероню и молодых маминых приятельниц. Он долго казался мне идеалом мужчины и человека.

Мама. Сколько чувств и эмоций таится в этом драгоценном слове. Мать или человек, заменяющий ее, есть почти у каждого. Она находиться рядом с самого рождения, хранит и оберегает нас от бед. Нет никого важнее нее на всем свете. Ю. М. Нагибин в своем тексте, также, поднимает проблему роли матери в жизни человека.

Данная проблема касается нас всех.

Все мы имеем маму. Как правильно было замечено ”Мать-это первая родина.” Она помогает нам вступить в эту жизнь. В ней наш маленький мир. День за днем, она находясь с нами, дает советы, поддерживает, любит такими – какие мы есть. Нагибин показывает как дорога была для мальчика мама, как она старалась разделять его увлечения. Ей не было жалко для сына ничего, она жертвовала ради него всем, что было у нее. И, что самое главное: ”не давала потерять веру в себя.” Это подтверждает то, насколько важна в нашей жизни мать.

Я могу сказать, что полностью согласна с мнением

автора. Роль матери в нашей жизни невозможно описать словами. Она одна искренне желает счастья, и на нее одну можно положиться. В качестве аргумента я хотела бы привести пример из произведения В. Закружкина ”Матерь человеческая”. Материнские чувства обычной женщины были настолько велики, что она во время войны взяла к себе чужих детей, тем самым, возможно, спасла их от неминуемой смерти. Трудно сказать, какую роль она играет в жизни этих ребят, но ясно одно – для них она стала очень близка. Второй матерью.

Познакомившись с текстом Ю. М. Нагибина, мне вспомнился фильм ”Мама”. В нем показывалось, как женщина-Ирина, одна воспитывала троих детей. Ей было очень трудно, но она справилась. Работая день и ночь, она жертвовала всем, что у нее было. И не смотря на все тяготы, ей удалось вырастить детей, и дать им достойное воспитание. Мы видим, как оказалась важна мать в формировании ребенка, как человека.

Таким образом, роль матери в нашей жизни настолько велика, что это не передать словами. Она наше начало. Ей не важно, какие мы – бедные, богатые, красивые или нет, она нас просто любит зато, что мы у нее есть. Для наших мам, мы – самые лучшие.


Другие работы по этой теме:

  1. Необдуманный поступок. Просто действие. Способен ли человек на это? Может ли он просто, без рассуждений сделать что-то доброе, помочь ближнему, спасти чью-то жизнь? Об этом...
  2. Как сочеталось в Фете духовное и земное начала? Именно этот вопрос находится в центре внимания Нагибина. Такую проблему он поднимает. Она особенно актуальна в наши...
  3. Что такое память сердца? Вообще, память – это способность помнить и хранить в душе моменты, произошедшие в жизни. А память сердца – это глубокие впечатления...
  4. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: “А дружат ведь только с живыми!” “А дружат ведь только с живыми!” – такими словами заканчивает текст Ю....
  5. Фразу К. Г. Паустовского понимаю так: нет ничего в нашей жизни, что бы нельзя было передать при помощи моего родного языка: и громыхание грозы, и...
  6. Это выражение я понимаю так: слово – одежда всех фактов, всех мыслей. Как захочет автор назвать тот или иной предмет, действие, так и назовет, какое...
  7. Какую роль играет семья в жизни ребенка? Могут ли родители и ребенок стать лучшими друзьями? Над этими вопросами задумывается Л. Г. Матрос, поднимаю проблему взаимоотношения...
  8. Зачастую нам не удается вовремя осознать силу той любви, которую испытывает в наш адрес самый близкий нам человек – наша мама. Подобное отношение не есть...

ВАРИАНТ 3 Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

(1)Первые Олимпийские игры прошли в 776 году до н.э., 2790 лет назад. (2)спорт родился значительно раньше: ещё за два века до открытия первых игр в священной Олимпии был создан первый сохранившийся в мировой литературе отчёт о спортивном соревновании. (3)Это было описание игр, происходивших на исходе Троянской войны, оно вошло в предпоследнюю, двадцать третью песнь «Илиады» Гомера, и прообразом этих эпических соревнований, безусловно, послужили вполне реальные соревнования гомеровского времени.

1)Первые Олимпийские игры прошли ещё в глубокой древности - в 776 году до н.э., 2790 лет назад.

2)Первое сохранившееся в мировой литературе повествование о спортивном соревновании вошло в поэму Гомера «Илиада».

3)Реальные спортивные соревнования, происходившие на исходе Троянской войны, описаны в поэме Гомера.

4)Спорт родился за два века до открытия первой Олимпиады, что подтверждается описанием в поэме Гомера «Илиада» первых спортивных соревнований на исходе Троянской войны.

5)О рождении спорта в древности свидетельствуют страницы поэмы Гомера «Илиада», где описаны спортивные соревнования, проведённые на исходе Троянской войны, - за два века до первых Олимпийских игр.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Поэтому / Даже / Но / Вопреки этому / Во-первых,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСХОД. Определите значение, в котором это слово использовано в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСХОД , -а; м.

1) Выход откуда-л. И. из подземелья.

2) Способ разрешить какое-л. затруднение, выйти из сложных обстоятельств. Благополучный и. Найти и; из создавшегося положения. Единственно правильный и.

3) Окончание, завершение, конец; результат чего-л. И. дела. И. боя. И. операции. Счастливый и. предприятия, дела. В исходе, на исходе (в конце чего-л.). На исходе вторых суток. На исходе дня.

4) [с прописной буквы] Религ. Вторая книга Ветхого Завета (содержит предания о жизни евреев в Египте и уходе оттуда, вручении Моисею десяти заповедей и др.).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

позвонИт / бАнты / дождАлась / понЯвший / надОлго

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запищите подобранное слово.

Написанная Андреем Рублёвым «Троица» - это шедевр русской живописи, символ творческого духа народа, его нравственной стойкости и ГУМАНИСТИЧЕСКОГО идеала.

Снегири - птички красивые, дружелюбные, но осторожные, СКРЫТЫЕ, видим мы их нечасто.

Началась гроза, и туристы были вынуждены ОТКЛОНИТЬСЯ от намеченного маршрута.
Внутренняя политика страны в Средние века определялась жёстким ДИКТАТОМ правящей верхушки по отношению к народу.

В течение последних десятилетий избирательная система ПРЕТЕРПЕЛА серьёзные изменения.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ДИРЕКТОРА / старых САПОГОВ / менее ИНТЕРЕСНО / ИХ взгляды
до ПОЛУТОРА часов

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) В 1810 году в Санкт-Петербурге, на стрелке Васильевского острова, по сторонам полукруглой площади перед зданием биржи были установлены две колонны, служивших маяками для кораблей.

Б)нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

2)На картине Куинджи «Берёзовой роще» светлая, радостно сияющая голубизна неба сочетается с тёмной изумрудной зеленью первого плана, солнечно-зелёной травой на поляне и холодноватой синевой дальнего леса.

B)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Гости, приглашённые на новоселье, приходили с хлебом и солью как символами благополучия и обилия.

Г)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

4)Сегодня в мемориальном доме художника-пейзажиста и коллекционера И.С. Остроухова расположен музей «Русская литература XX века».

Д)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5) Согласно представлениям учёных, древние шумеры были первыми, кто ввёл позиционную запись чисел.

6) Каждый знает, что кисломолочные продукты не только вкусны, но и полезны, и старался по возможности регулярно употреблять их в пищу.

7) Подобно островов, разбросанных по бесконечно разлившейся реке, облака почти не трогаются с места.

8) Доску, которую можно было использовать для написания иконы, как правило, вытёсывали из бревна, выбирая наиболее крепкий внутренний слой древесного ствола.

9) Подъезжая к Астрахани, у меня радостно забилось сердце.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву: в..ртикальный / в..негрет зап..реть / заг..реться / зад..ржать

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..умный, пр..думать / ра..колоть, и..дать / с..скочить, под..йти / пр..готовил, пр..рвал
по..клеить, о..бежать

10. Е .

подсматр..вать / фасол..вый / придирч..вый / подмигива..щий / въедл..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

расстел..шь / испорч..нный / рассказыва..мый / раскрут..шь / налаж..нный

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Слово «спасибо» (не)просто выражение благодарности: с давних времён это слово, ставшее формулой человеческих взаимоотношений, выражает самые добрые пожелания людей друг другу.

Собеседники, как могли понять все окружающие, проявляли (не)поддельный интерес как к предмету разговора, так и к мнению о нём друг друга.

Школьникам предстояло преодолеть далеко (не)лёгкие препятствия и, таким образом, составить собственное представление о своих физических возможностях.

По засеянному пшеницей полю (не)торопясь шла высокая стройная женщина в белом платье, в лёгкой соломенной шляпе и с зонтиком в руке.

Свой (не)растраченный по мелочам талант этот замечательный исполнитель щедро дарил людям.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Оптимальный уровень эмоционального возбуждения и координация движений (ПО)МЕРЕ приближения времени старта у хорошо тренированных спортсменов становятся лучше, (ПРИ)ЧЁМ изменения этих показателей происходят согласованно.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей истории человек старался механизировать свой повседневный труд, ЧТО(БЫ) затрачивать на него меньше усилий.

В начале XX века в России основу социальной структуры (ПО)ПРЕЖНЕМУ составляли сословия - замкнутые группы людей, наделённые определёнными правами и обязанностями, передающимися по наследству; (ЗА)ЧАСТУЮ наследственным в России был и род занятий.

Рано утром путешественники двинулись (В)ПЕРЁД, предполагая без остановки ехать до самого Хорезма и, пополнив запасы воды и продуктов, выйти (НА)ВСТРЕЧУ каравану, которому ещё трое суток нужно было идти до оазиса.

Невзирая на суровые условия, женщины-химики работали (ПО)СВОЕМУ увлечённо, (ПО)ЭТОМУ нередко даже забывали об опасности.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН .

Картины И.И. Шишкина часто встречают зрителя освещё(1)ой солнцем опушкой, убегающим в глубь леса серебря(2)ым ручьём, исхоже(3)ой дорогой или полевой тропинкой, протопта(4)ой в густой траве.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

2)А.К. Саврасов любил скромную русскую природу и видел не только глазами но и всей душой едва заметную перемену в её состоянии.

3)Архитектору приходилось следить за ремонтом здания построением и перестроением производить разнообразные закупки.

4) От пустой и бесцельной жизни человек становится смешным и жалким.

5) Пушистый снег покрывал землю и всё вокруг становилось молодым и радостным.

16.

Хорошенькие поселянки и румяные поселяне в ярких костюмах (1) танцуя (2) водили хороводы и в задумчивости отдыхали под развесистым дубом (3) напоминая (4) наряженных крестьянами (5) актёров.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

О (1) ты (2) харит любовник своевольный (3)

Приятный льстец (4) язвительный болтун (5)

По-прежнему (6) остряк небогомольный,

По-прежнему (7) философ и шалун. (А. С. Пушкин)

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сегодня уже хорошо известны и подробно изучены многочисленные классы органических кислородсодержащих соединений (1) образование (2) которых (3) можно представить себе (4) как результат взаимодействия углеводородной молекулы с кислородом.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Светало (1) и (2) когда развеялись последние разорванные клочья тумана (3) то на противоположном берегу отчетливо стало видно одинокую большую ель (4) которую ночью я принял за башню.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Хочу напомнить абсолютно справедливую, блестяще сформулированную и не поблёкшую от многократного цитирования истину, что все мы родом из своего детства. (2)И самым чистым, самым светлым, самым важным, большим и значимым навсегда остаётся образ матери.

(3)Мать - это первая родина. (4)И, может быть, по значению своему - самая большая. (5)Мать по крови, мать, давшая жизнь, или женщина, заменившая мать, ставшая ею в силу каких-то жизненных обстоятельств, - этот образ никогда не теряет своей притягательности, своей силы, и любой человек невольно соотносит свою жизнь, свои уже взрослые поступки с тем зачастую неуловимым, неощутимым, незримым научением, которое пришло к нему от матери. (6)Для меня, да и для всех моих сверстников-соучеников, всегда играла огромную роль в жизни семья, причём для большинства - именно мать.

(7)Я очень люблю природу. (8)Откуда такая слитность с дышащим, зелёным, синим миром, с тем, что за окнами? (9)Ведь по рождению я человек городской. (10)Мать передала мне свою любовь к этому миру.

(11)Я очень хорошо помню, как меня в первый раз привели на подмосковную речку Учу, сейчас там знаменитое Учинское водохранилище. (12)Мне не было семи лет, но я уже прекрасно знал, что есть что, знал названия большинства окружающих меня предметов, к тому же очень рано начал читать. (13)Но здесь я мало что знал. (14)Помню, мать подвела меня к сосне. «(15)Смотри, это дерево, - сказала она со странной значительностью. - (16)Наше русское дерево. (17) Какое оно большое, доброе, надёжное и как чудно пахнет, сколько в нём доверчивой силы и как легко его ранить!»

(18)Растроганная и чуть торжественная интонация поразила меня. (19)Мать была человеком, сдержанным до суровости. (20)В нашей семье было принято держать свои чувства на привязи. (21)Никакой сентиментальности, сюсюкающего тона. (22)Наверное, поэтому так тронули меня мамины слова. (23) Мне открылось светлое чудо, имя которому «дерево».

(24)Может быть, моя любовь к деревьям покажется чудачеством, хуже - ломаньем, но я говорю искренне. (25)Давно уже я постоянно живу за городом и до сих пор, если у меня плохое настроение, неприятности, тоска, иду в лес. (26)Прижмёшься щекой к берёзе или к шершавому стволу дуба - и успокаиваются в душе дурные страсти, все беды кажутся маленькими и преходящими, и свежая сила вливается в тебя. (27)Дерево даёт ощущение причастности к великой тайне мироздания, вечности. (28)Возле деревьев я всегда вспоминаю о матери... (29)После того первого лета за городом мать заметила, что я тоскую зимой без живого мира природы. (30)Тогда она научила меня собирать гербарий, засушивать цветы. (31)И хотя им было далеко до живых цветов, всё же и в засохших бутонах таилось очарование, скрашивающее долгую зиму.

(32)Мама всегда разделяла мои увлечения - будь то рисование, коллекционирование, сбор гербария; как-то исподволь, незаметно направляя, не давала потерять веру в себя. (33)В деревне она «объяснила» мне весь окружающий мир. (34)У неё не было специальных знаний (закончила с грехом пополам только гимназию), но ради меня она узнала очень много о природе, запомнила названия цветов и трав, грибов съедобных и ядовитых, бабочек, насекомых. (35)Дома мне разрешали держать животных. (36)У нас жили щенок Джек, четыре певчие птички, кошка, одно время - даже лисица... (37)Птицы: чиж, щегол, чечётка и канарейка - совсем не боялись нас, летали по комнатам, благо мы жили в старом доме с высокими потолками, садились на руку, на плечо. (38)Бережное отношение к зелёному миру, к братьям нашим меньшим естественно входило в душу, без назиданий и скучных проповедей. (39)Отношение к миру природы и к своему делу, чувство ответственности за него - это мировоззрение. (40)Им я в большой мере обязан своей матери. (41)Детство - очень сложная пора. (42)Тем более детство, в котором отсутствует или почти отсутствует второе важнейшее начало семьи - отец. (43) Худая, тонкая рука моей матери провела меня через все сложности. (44)Не думаю, чтобы ей это было легко, но она располагала «душевным временем». (45)Одно время мать где-то служила, потом работала машинисткой-надомницей, и, хотя мы жили более чем скромно, каждый рубль был на счету, она, не задумываясь, жертвовала заработком ради того, что представлялось ей высшим долгом, - ради сына, которому дала жизнь. (По Ю.М. Нагибину). Юрий Маркович Нагибин (1920-1994) - русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Все люди невольно соотносят свои уже взрослые поступки с тем, что прививала им своим воспитанием мать.

2) В первую очередь мать передаёт ребёнку любовь к окружающему миру, к природе.

3) Всем людям, которые постоянно живут в городе, любовь к деревьям кажется чудачеством.

4)Родители не могут в полной мере заниматься воспитанием детей, так как им приходится зарабатывать, чтобы обеспечить благополучную жизнь своих детей.

5)Понятие «мировоззрение» включает отношение человека к миру природы, к своему делу, чувство ответственности за выполнение этого дела.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3 - 5 представлено рассуждение.

2) В предложении 10 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 7.

3) Предложения 11 и 12 противопоставлены по содержанию.

4) Предложение 26 поясняет содержание предложения 25.

5) В предложениях 41 - 42 представлено повествование.

22. Из предложений 6-9 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 18-23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами. Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

24. «Юрий Маркович Нагибин рассуждает о серьёзных мировоззренческих вопросах. Особенно трогают слова писателя о матери. Выразить свои мысли и чувства автору помогают разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А)___ («Мать - это первая родина» в предложении 3; «рука моей матери провела меня через все сложности» в предложении 43) и (Б)___ («неуловимым, неощутимым, незримым научением» в предложении 5), приём - (В)___ («самым» в предложении 2, «мать» в предложении 5), синтаксическое средство - (Г)___ (предложения 15-17).

Список терминов:

1) восклицательное предложение

5) цитирование 6) риторическое обращение

7) эпитет 8) лексический повтор 9) фразеологизм

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ НА вариант 3

Примерный круг проблем

1. Проблема определения роли матери в жизни человека. (Какова роль матери в жизни человека?)

1. Семья, и особенно мать, играет огромную роль в жизни человека, поскольку именно в детстве формируется мировосприятие человека, определяющее всю его дальнейшую жизнь.

2. Проблема отношения к матери. (Как должен человек относиться к матери?)

2. Мать, давшая жизнь, или женщина, которая заменила мать, «ставшая ею в силу каких-то жизненных обстоятельств», заслуживает огромной любви и уважения со стороны своих детей, поскольку выполнила «высший долг», пожертвовав очень многим ради своих детей.

3. Проблема формирования мировоззрения человека. (Когда начинает формироваться мировоззрение человека? Кто оказывает наибольшее влияние на формирование мировоззрения?)

3. Мировоззрение человека начинает формироваться в детстве, и мать зачастую оказывает решающее влияние на формирование отношения ребёнка к миру природы и к своему делу, на воспитание у него чувства ответственности.

4. Проблема формирования отношения к природе. (Как воспитывается любовь к природе?)

4. Любовь к природе, к окружающему миру воспитывается в детстве, и решающая роль в этом принадлежит матери, которая помогает ребёнку «открыть светлое чудо» природы.