Главная · На ноги · Сезонная работа. — Даунхилл: первые шаги Даунхилл велосипед обучение

Сезонная работа. — Даунхилл: первые шаги Даунхилл велосипед обучение

Итак, необходимые знания, без которых не было бы этих дисциплин.


Торможение. На вашем байке наверняка есть два тормоза(да я уверен в этом). Некоторые новички полагают, что передний тормоз нафиг не нужен. Мол, передний тормоз это вообще "от лукавого". И если им пользоваться, то можно расшибиться еще больше чем вообще без него. НЕПРАВИЛЬНОЕ МНЕНИЕ. Самое эффективное торможение ИМЕННО ПЕРЕДНИМ ТОРМОЗОМ. Но это совсем не значит, что надо вцепляться в передний тормоз мертвой хваткой. При любом торможении эффективность возрастает при использовании обоих тормозов сразу(одновременно), но без блокировки колес, на грани блокировки. Предпочтение отдавайте переднему тормозу, но не блокируйте колесо, а то улетите через руль.


Преодоление подъемов. На самом деле подъемы разные бывают. Короткие и длинные, крутые и пологие(на выносливость). Длинные и пологие подъемы вы наверняка знаете как преодолевать - вкарячиваем передачу полегче перед подъемом и вкручиваем. А вот коротенькие и крутые подъемы это проблема для некоторых. Слушайте: переключаемся на не слишком легкую, но более тяговитую передачу. И вкручиваем перед подъемом как можно быстрей. На скорости влетаем на подъем и уже на серединке начинаем снова крутить педали. Если потренироваться, то можно влетать на такие подъемы вообще без потери скорости.


Спуски. Спуски это просто. Только не надо их бояться. Любой спуск связан с риском падения, поэтому необходимо свести риск к минимуму - мысленно успокоившись. Успокоились маленько? Тогда поехали вниз. Встаньте с седла и перенесите свою пятую точку(да-да это я о ней), за седло, чтобы она находилась над задним колесом. Помните, я писал про торможение, вот, все торможение на спуске только ПЕРЕДНИМ тормозом, но ни в коем случае НЕ БЛОКИРОВАТЬ его. Если не хватает переднего, используйте задний, но тоже НЕ БЛОКИРУЙТЕ, иначе вас занесет и развернет боком к склону, а потом падение с кувырками. И еще одно. Держите КРЕПКО руль, потому что врятли вы встретите идеально гладкие склоны без корешков и ям.


Лестницы и ступеньки. Многие новички считают, что их байк развалится, если они съедут на нем по ступенькам. Неа не развалиться, колеса пробить можно, если они плохо накачены. По ступенькам съезжать нет ничего проще. Медленно подкатывайтесь стоя на педалях. Зажимайте передний и задний тормоз и тихонечко скатывайтесь постепенно от ступеньки к ступеньке. Лучше всего сместиться за седло. Держите крепко руль и РАССЛАБТЕ ноги В КОЛЕНЯХ, а руки В ЛОКТЯХ. Все, потренируйтесь на маленьких пролетах, а потом уже лезьте на большие.


Узкие поребрики, деревья и прочая "узятина". Чтобы ездить по узким вещам, надо постоянно тренироваться и само прейдет. Но пара советов вам не помешает. Держите вес тела посредине байка, колени чуть согните, завалы в стороны выправляете коленями или "выбрасывая" ногу в бок. Реально помогает иногда притормозить, а иногда резко крутануть педалями, чтобы поймать баланс. Помните, что в движении проще балансировать, не останавливайтесь совсем. Когда едите, смотрите больше вперед, а не в свое переднее колесо. Расслабьтесь, реально помогает, если организм скован напряжением вы элементарно не чувствуете куда вас клонит и не можете с этим бороться.


Вот основные элементы, которые должен знать и уметь каждый. Это не круто, это не модно, но это реально помогает лучше чувствовать байк и необходимо каждому байкеру.


Благодарим за помощь в создании этого урока Диму aka IronCLAD.

Как просто было выбирать велосипед еще лет тридцать назад! Для обычных потребителей делились они попросту по возрастным категориям – малышам покупали детские на дутых шинах, затем детвора осваивала «Школьник», чуть позже – «Орленок» и, наконец, все пересаживались на «взрослые», в обычном или «дамском» исполнении. Некоторое разнообразие вносили складные модели или туристические велосипеды, которые, впрочем, несильно отличались от обычных – «ручные» тормоза и небольшой диапазон переключения скоростей.

Сейчас разнообразие ассортимента веломагазинов просто потрясает! Представлено огромное количество моделей самых разнообразных категорий, отличающихся своим предназначением и условиями эксплуатации. Особой популярностью пользуются горные велосипеды, маунтинбайки, или сокращенно - МТB.

Что такое велосипед для даунхилла. Его разновидности

Даунхилл – это вид спорта, подразумевающий не просто экстрим, который может испытать каждый. Он является очень травматичным и опасным занятием, заниматься которым может человек в отличной физической форме, обладающий отменной реакцией в критических ситуациях.

Велосипед в даунхилле – это не просто средство передвижения, это верный помощник и друг, выбирать который нужно тщательно, обращая внимание на мелочи. Велосипеды для даунхилла появились довольно давно, но, начиная с 2000-х годов, спортивные компании занялись вплотную разработками современных моделей.

Стоит отметить, что велосипеды для даунхилла являются разновидностью горных велосипедов, предназначенных для бездорожья. Сегодня вид горных байков можно разделить на категории, каждая из которых соответствуют разным видам езды и характеристиками байков:

  1. Байк кросс кантри. Эта модель подразумевает езду не только по бездорожью, но и по вполне ровной и гладкой поверхности. Такие велосипеды не оснащаются мягкими сиденьями и корзинами для продуктов, зато имеют несколько скоростных передач, амортизаторы, низкую посадку для разгрузки позвоночника и рук.
  2. Байки для даунхилла отличаются от классических горных велосипедов и кросс кантри своей массивностью, которая выражается как в значительном весе байка, так и в мощной раме, способной выдерживать большие нагрузки. Оснащены модели этого вида байка жесткими дисковыми тормозами, преимущественно, с гидравлическим типом привода, что позволяет повысить точность, силу и скорость торможения.

Маунтинг байки в своей разновидности не очень отличаются друг от друга. На тип модели влияет, как правило, её конструкция. Исходя из этого маунтинг байки делятся на:

  • Двухподвесы – байки, оснащенные двумя амортизаторами, за счет чего серьезно усложняется конструкция велосипеда, что отражается и в весе. Передний и задний амортизаторы позволяют преодолевать любые препятствия с комфортом. Отличительной особенностью этого типа байка является его цена – она довольно высокая и может достигать 100 000 рублей, если взять качественные модели известных компаний (Ghos, Merida, Scott).Существует аналог двухподвесов, так называемый софттейл, который подразумевают облегченную раму, дешевые детали, которые очень быстро приходят в негодность из-за активной эксплуатации и нагрузки. Их цена более приемлема для спортсменов любителей, поэтому в России чаще всего представлены именно эти модели.
  • Хардтейлы – байки, оснащенные только передним амортизатором и облегченной рамой преимущественно из алюминия. За счет этого имеют меньший вес и массивность. Этот велосипед больше подходит для накатанных троп, а не для каменных гористых поверхностей, так как жесткая рама не дает возможности сглаживать неровности. Он не столь устойчив на дороге, не имеет такого сцепления с поверхностью, как двухподвес.
  • Ригиды – байки без амортизационной системы, предназначенные для прогулочной езды. Из-за отсутствия амортизаторов, езда по горным склонам на таком байке становится практически невозможной.

Есть ещё одна разновидность маунтинг велосипедов – это беспедальные байки. Их выбирают только профессионалы высшего пилотажа, которые могут справиться с любыми крутыми спусками и поворотами.

Устройство велосипедов

Костяком любого велосипеда является его рама. В велосипедах этого типа она особенно толстая и массивная. Изготавливается велорама чаще из алюминия, стали или карбона, что отражается на весе велосипеда в целом и на его долговечности.

Рама

Вид материала Преимущества Недостатки
Сталь Большой запас прочности. Способность поглощать вибрации при езде по неровностям. Большой вес, сказывающийся на управляемости велосипедом. Подверженность коррозии.
Алюминий Средний вес рамы и довольно большой запас прочности. Небольшая стоимость. Если алюминий содержит большое количество цинка, то рама также будет подвержена коррозии. Алюминий – пластичный материал, способный накапливать усталостные деформации, поэтому срок эксплуатации такой рамы не более 10 лет.
Карбон Наилучшие показатели виброгашения и упругости за счет волокнистости материала. Малый вес конструкции. Долговечность эксплуатации. Высокая цена. Невозможность самостоятельно осуществлять ремонт. «Боится» точечных ударов. Поврежденную деталь менять только полностью.

Самым практичным материалом для рамы принято считать карбон, он не уступает в прочности стали, и в весе алюминию. Хотя его цена значительно превышает аналоги, но покупатель оценить полученные преимущества по достоинству.

Велорама у велосипедов для DH видоизменена: рулевая труба имеет небольшой наклон, чтобы райдеру было удобно преодолевать препятствия на крутых спусках. Такой наклон рулевой трубы позволяет увеличить колесную базу до 114 см, что дает возможность устанавливать колёса самого большого диаметра для удобства езды.

Что касается колес, то байк для даунхилла должен быть оборудован колесами с самыми большими грунтозацепами, большой толщины. Они позволяют проехать по самому крутому бездорожью, где невозможно пройти даже ногами.

Подвеска

Следующей важной составляющей байка является подвеска. Она бывает разных видов – самые распространенные четырехрычажная и однорычажная. Четырехрычажная подвеска или FSR (Special lized) подразумевает, что заднее колесо не имеет постоянного центра вращения, траектория вращения постоянно меняется, но в большинстве случаев стремится вверх. Это позволяет уменьшить силу удара о твёрдый грунт и камни, а также сократить нагрузку на суставы рук. Данная конструкция позволяет мягко проходить самые трудные участки пути.

Однорычажная подвеска проще в строении, чем предыдущий аналог, но она менее подвижна, что ощутимо на крутых склонах гор. В однорычажной подвеске центр вращения заднего колеса постоянный, а траектория движения колеса предсказуема. Эта подвеска предполагает обязательное наличие амортизатора, который не дает раскачиваться подвеске во время езды и кручения педалей.

Выбирая велосипед для даунхилла нужно обращать внимание не только на подвеску, но и на количество рычагов для настройки вилки и трансмиссии. Чем их больше, тем лучше, значит, байкер сможет подстроить велосипед под себя, а не наоборот. При этом ход вилки не должен быть менее 20 см, а ход подвески – более 20 см при езде.

Тормоза

Особое внимание при выборе велосипеда для даунхилла стоит уделить тормозам. Они должны быть надежными и осуществлять эффективное торможение без особых усилий. Выбирать придется между дисковыми тормозами двух типов привода: механического и гидравлического. Лучшим решением станет гидравлика: она более долговечная, износостойкая, ей присущ более плавный ход колодки и отсутствие люфтов.

Гидравлические тормоза тоже делятся на несколько типов: с четырехпоршневым механизмом и двухпоршневым. Лучшим решением, конечно, является четырех поршневой механизм, он позволяет быстро тормозить без заносов и без раскачиваний.

Все остальные «примочки» даунхилл байка велосипедист может поставить самостоятельно и купить в отдельности от велосипеда. Это будет оправдано, если заниматься этим видом спорта профессионально или любительски, но очень часто. Цена укомплектованного маутинг байка находится в диапазоне от 45 000 рублей до 100 000 рублей.

Особенности применения

Бывалые байкеры вырабатывают свои личные тактики и стратегии поведения на разных трассах. Новичкам в этом деле гораздо тяжелее, первое с чего нужно начать, это настроить байк под себя. Высота руля, сиденья, ход вилки, шины, соответствующие местности и погоде.

Спускаясь по крутым склонам, не стоит держать руль вытянутыми руками, они должны быть присогнуты в локтях, чтобы амортизировать при ударах об землю. На подъёмах придется крутить педали, преимущественно стоя, сидя это будет сделать трудно.

Спускаясь по каменистой местности, велосипедисту не стоит пригинаться корпусом к велосипеду, напротив, нужно пытаться сохранять равновесие и немного тянуть руль на себя. Это необходимо для того, чтобы не перевернуться при ударе об камни или твердую поверхность.

Быстрый спуск – это «фишка» даунхилла, если спускаться по склонам на тормозах, то ощутить драйв вряд ли получится. Чтобы наслаждаться этим видом спорта, нужно научиться чувствовать скоростные передачи, которых не менее 10.

У байкеров есть небольшой секрет: переключаться на нижние скорости нужно жестко, плавно, но уверенно, при этом не прекращать крутить педали. А вот переключаться на верхние скорости следует быстро, чтобы не терять скорость и выгоду от беспрерывного вращения педалей.

Особенности выбор даунхилл байка

Можно подытожить всё выше сказанное в виде рекомендаций по выбору даунхилл байка:

  1. Байк, должен быть оптимального веса, соответствующего весу велосипедиста (10-12кг).
  2. Лучшим материалом для рамы является карбон для профессиональных катанию, чтобы поставить рекорд, отснять видеоматериал (реклама, фильм) или сделать трюк. Для езды в удовольствие или тренировок – алюминий.
  3. Колеса должны быть не просто толстыми, они должны обеспечивать надежное сцепление с поверхностью. Но шины – это не самое главное, взор стоит обращать и на количество спиц в ободе и их прочность.
  4. Лучшей тормозной системой оказывается четырехпоршневая (HopeTech или AvidtCode), но если не хватает денег, то можно взять и двухпоршневую. При этом выбрать модель с наибольшим диаметром поршня.
  5. Четырехрычажная подвеска станет отличным решением, но её стоимость ударит по карману и массивности транспортного средства. Как вариант можно рассмотреть и двухрычажную систему.

Главное, при выборе байке нужно помнить, что велосипед – это, конечно, верный друг и помощник, но надеется нужно только на себя и свои силы.

Дисциплины маунтинбайка

Горный велосипед насчитывает 10 дисциплин, которые в свою очередь делятся на подвиды. Рассмотрим подробнее каждую из дисциплин маунтинбайка, её особенности и экипировку.

Велотриал

Велотриал (англ. bike trials) - одна из дисциплин маунтинбайка, суть которой заключаетсяся в преодолении серии препятствий на горном велосипедe. Препятствия в велотриале могут быть естественными или искусственными: парапеты, камни, бревна, доски и другие. При преодолении препятствий нельзя опираться ногами, руками или другими частями тела.

Дерт-джампинг

Дерт-джампинг –дисциплина маунтинбайка, которая представляет собой прыжки спортсменов (с выполнением трюков) на серии трамплинов. Велосипед для занятия дерт-джампингом очень напоминает BMX: хардтейл с одной передачей, без амортизационной вилки, без переднего тормоза (необходимое условия для выполнения некоторых трюков), широкие педали, широкие покрышки. Данный вид очень зрелищный, поэтому обладает очень большой популярностью.

Стрит

Стрит (англ. street) – экстремальное катание по улицам городов и другим искусственным объектам, в настоящий момент не является дисциплиной, скорее это набирающий популярность стиль катания. Велосипеды для стрита отличаются тем, что рамы и шатуны у таких велосипедов сделаны из стали, для большей прочности и «неубиваемости» при скольжениях по перилам или при случайных падениях. Для лучшей управляемости колеса уменьшены с 26 до 24 дюймов, вес такого велосипеда доходит до 14 кг.

Слоупстайл

Слоупстайл (англ. slopestyle) – представляет собой выполнение серии акробатических прыжков на трамплинах, пирамидах, контр-уклонах, дропах, перилах и других объектах, расположенных последовательно на всём протяжении трассы. Каждый трюк должен выполняться аккуратно, точно и технически правильно, так как при падении есть большая вероятность получить травму и не пройти трассу до конца. Если вылеты достаточно велики, то для слоупстайла подойдут байки для фрирайда небольшой ростовки, если же все не так страшно, то подойдёт велосипед для стрита.

Кросс-кантри

Кросс-кантри (англ. cross-country) – мужская или женская дисциплина, которая представляет собой гонки на горном велосипеде по пересеченной местности. Трасса для кросс-кантри содержит большое количество спусков, затяжных подъемов, а также скоростные и технические участки. В кросс-кантри могут использоваться как естественные, так и искусственные препятствия. В данной дисциплине обязательным элементом экипировки является шлем.

Параллельный слалом или байкер-кросс

Параллельный слалом – дисциплина, в которой одновременно соревнуются друг с другом 4 гонщика. Дисциплина предполагает наличие некоторого контакта между спортсменами, но этот контакт не должен противоречить духу честной борьбы. Заезд проходит на специально подготовленной и расширенной трассе даунхилла. Велосипед для слалома имеет увеличенное расстояние между колесами, заниженный центр тяжести. Навесное оборудование ставится с наименьшим весом для лучшего ускорения.

Даунхилл (скоростной спуск)

Даунхилл – дисциплина маунтинбайка, которая заключается в максимально быстром спуске с горы на горном велосипеде. Для скоростного спуска подойдёт велосипед с двумя амортизаторами и крепкой навеской, вес такого велосипеда не должен превышать 20 кг.

Фрирайд

Фрирайд – дисциплина маунтинбайка, которая предполагает свободный спуск с горы без каких-либо трасс и тропинок на максимально возможной скорости. В этой дисциплине обычно используются двухподвесные велосипеды, близкие по конструкции к даунхильным, но изменяющиеся в зависимости от их назначения. Обязательным элементом экипировки является закрытый шлем.

Апхилл

Апхилл – дисциплина маунтинбайка, которая заключается в скоростном подъеме на склон. Велосипед в данной дисциплине должен быть максимально легким, идеальным можно считать вес менее 10 кг.

Норт-шор

Норт-шор – дисциплина маунтинбайка, суть которой заключается в преодолении определенной трассы с естественными и искусственно построенными препятствиями (узкие извилистые бревенчатые мостики и винтовые «лестницы», «качели» и даже «мёртвые петли»).

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке докладов по физкультуре и рефератов на тему «Горный велосипед».

Теги: олимпийские виды спортаэкстремальные виды спорталетние виды спорта

экстремальные виды спорта

Другие виды спорта

Для езды по городу…

…предназначены городские или дорожные байки:

    шоссейники (о них читайте ниже);

    велосипеды-круизёры;

    складные городские велосипеды.

Круизёр опознаётся безошибочно: всем своим видом этот велосипед намекает, что даунхилл на нём катать вы не сможете. Прямое его назначение: неспешная езда по городу. А прямая задача: обращать на себя максимум внимания. Большую скорость на таком вы развить не сможете - круизёры часто весят много (до 20 кг), да и обвешаны всем, чем только можно:

    брызговиками на переднем и заднем колёсах;

    багажником;

    защитой цепи;

    широким сиденьем;

    тяжёлой широой резиной с красивым узором протектора;

    и даже корзинкой.

Ещё одна особенность круизёра - царски широкий руль (у Schwinn Corvette (2014), например, аж 70 см!). С таким рулём вы в пробках не постоите (если уж застревать между машинами, то только на красивом велосипеде?). И, да, как и шоссейник, велосипед-круизёр часто не имеет амортизации. Ямы, кочки - всё это целиком и полностью ваше!

Зато у некоторых круизёров есть переключатель скоростей (7 скоростей будет достаточно для заезда на маломальский горбик).

Предупреждаем сразу: тяжёлый велосипед, каким бы красивым и привлекательным не был, может быть жутко неудобным. Не только в плане подъёма на этаж без лифта, но и в плане управления - больший вес означает, что вам надо будет прилагать больше усилий, чтобы его куда-нибудь направить или попросту заставить ехать.

Чтобы опознать складной велосипед, тоже не нужно быть вундеркиндом. Такие велосипеды полезны тем, кто много и часто путешествует с пересадками: с велосипеда прыгаете в электричку до города, или часто комбинируете другой общественный транспорт с передвижением на велосипеде.

Рама складного велосипеда лишена нижней трубы, зато верхняя массивна и устойчива. На таком велосипеде можно и с бордюра скатиться - не сломается, не бойтесь. Некоторые модели оснащаются передними и даже задними амортизаторами, хотя чаще складные велики поставляются с жёсткой рамой.

Складной двухподвес будет стоить прорву денег, хоть и обещает вам езду без ощущения любых неровностей дороги. Любая агрессивная езда, помимо городского катания, на нём запрещена. Так что особого смысла покупать двухподвес для города вообще нет - задний амортизатор существенно прибавляет к весу велосипеда, не говоря уже о 35-40% к стоимости складного хардтейла/ригида. Плюс, катаясь на двухподвесе по городу, вас не покинет ощущение “резиновости” при кручении педалей. Часть усилий, направленных на прокрутку, будет тратиться на сжатие заднего амортизатора, а не на движение вперёд. Одним словом, двухподвес в городе - плохая идея, а складной двухподвес - дважды плохая.

Размер колёс у складных велосипедов варьируется от 20 до 26 дюймов, но есть и совсем крохи с колёсами 12.5 дюймов, как у BRIZON Galaxy G1 (всё ради компактности, о комфорте езды нужно думать над каждой конкретной моделью).

Для быстрой езды не только в черте города…

…предназначены шоссейные велосипеды:

    самые лёгкие велосипеды (вес до 10 кг);

    рама тонкая и высокая (рамы Pro-моделей сверхлёгкие, карбоновые);

    руль опущен и изогнут, а сиденье прилично поднято над его уровнем - в таком положении велосипедист оказывает меньшее сопротивление воздушным потокам, а потому едет быстрее;

    тонкие широкие колёса практически лишены рисунка протектора, чтобы на дороге вы могли развивать наибольшую скорость с меньшей затратой сил.

Шоссейники ездят быстро - на таком велосипеде можно разогнаться до 90 км/час. Правда, это вам будет стоить долгих тренировок и занятий на велотреке. Так что об автомобильных скоростях по городу или в ближнем огородье, где есть не убитые трассы, не мечтайте. Но знайте: у вашего велосипеда - большой потенциал!

Чтобы угодить покупателю, косо поглядывающему на форму и положение руля, производители пошли на уступки и выпустили тот же шоссейник, но с прямым рулём (обозвали его гибрид шоссейного велосипеда, привыкайте к слову “гибрид” - их много развелось).

У гибрида шоссейника, если коротко:

    прямой руль;

    чуть ниже опущено сиденье;

    резина 28 мм (по стандарту, 23 мм).

Удобен ли такой байк? Кому-то - естественно, да. Но только хейтер изогнутого руля-барана возьмёт гибрид вместо оригинальной модели.

На шоссейнике нельзя:

Ездить по ямам, грунту и прочим не идеально ровным поверхностям - убьёте пятую точку и сам велосипед. Шоссеры не имеют амортизации. Вообще никакой, потому вы прочувствуете каждый горбик или колдобинку на своём пути.

Лихо падать или ронять велосипед тоже нельзя - даже падение с высокого парапета может быть смертельным для тонкой лёгкой рамы, попросту не рассчитанной на подобные испытания.

Для езды без ровных дорог

Ровный асфальт без выбоин - это, конечно, классно, но… где вы такое видели? Если паркетный круизёр - это вообще не про ваш город, тогда лучше смотреть на велосипеды-гибриды MTB-байков, или же на чистые MTB, которых в России развелось за последнее время видимо-невидимо.

Логика простая: раз такой велосипед катает по лесу, где дорог нет в принципе, значит и по городу без дорог проедет!

MTB бывают двух типов:

    хардтейл;

    двухподвес.

Разница между ними в том, что у хардтейла стоит только передний амортизатор (на вилке), задник - жёсткий. Отсюда и название: hard - жёсткий, tail - хвост. А у двухподвеса амортизаторов два - передний и задний, и это прибавляет к стоимости велосипеда неимоверные суммы денег.

Хардтейл - универсальный велосипед, на таком и по лесу можно кататься, и по городу. Двухподвес предназначен для более агрессивной езды - для стремительных спусков или езды по пересечённой местности.

Если вы раньше вообще ни на чём не катались, сходу покупать двухподвес смысла нет - стоят они очень дорого, и не годятся в велосипеды “просто попробовать покататься”. Такие приобретают велосипедисты, которые точно знают, чего хотят, и из каких компонентов это должно быть сложено, потому готовы отдать 1000+ долларов за покупку. Видите двухподвес дешевле этой отметки? Перед вами пустышка, не способная обеспечить комфортную езду. Сядьте, попробуйте катнуть на таком велосипеде - и всё сами поймёте.

Конструкция горного велосипеда рассчитана на преодоление препятствий и “проглатывание” ям / выбоин на дороге (в том числе за счёт амортизации). За счёт грубой резины с выразительным протектором на MTB можно ездить и по грунту, и по асфальту. И то, и другое есть в вашем городе? Чудесно! Вот она - ваша покупка!

Круизёр


Начнём с самого популярного сегмента – с городских, или дорожных, байков. Конкретно круизер – байк в классическом понимании этого слова, предназначенный для неспешной езды по городу. Если есть что-то более размеренное и пригодное для города, так это субкомпактный хэтчбек. Большую скорость на таком развить не получится в силу его роскошного веса (до 20 кг), но обратить на себя внимание этот красавец всегда сможет.

Он буквально облеплен различными примочками, которые, с одной стороны, служат добрую службу в городском пространстве, а с другой – как раз и утяжеляют и без того массивную раму. Тут и брызговики на переднем и заднем колёсах, и багажник, на котором так интересно было кататься в детстве, и семь скоростей, и защита цепи, и широкое удобное сиденье, а также широкая здоровая резина с агрессивным рисунком протектора.

Но главная отличительная черта – широкий и раскидистый, словно бычьи рога, руль.

С одной стороны, удобная посадка, а с другой – сильный минус к проходимости велосипеда. С таким рулем мимо машин, не зацепив боковое стекло, пройти сложно. Но если с проходимостью можно свыкнуться и со временем наловчиться в управлении, то с отвратительной амортизацией ничего не поделаешь, а считать кочки и ямы своим мягким местом – занятие не из приятных.

И всё-таки круизер далек от звания удобного велосипеда. Его сложно тащить по лестнице в доме без лифта, он занимает очень много места для хранения и, признаться честно, очень неудобен в управлении. Конечно, можно привыкнуть, скрутить все ненужное, чтобы хоть как-то облегчить свою участь и его вес, но это только добавит новых проблем. Но если твоё кредо – неспешная езда, и в твом жилище много места для хранения, то выбирай без раздумий.

Складной велосипед


Настоящее спасение для тех, чей путь куда-либо не обходится без пересадок. Как правило, чем больше пересадок, тем легче и компактнее складной велосипед. Принцип действия прост, как велосипедная спица: на раме отодвигается защелка, и велосипед складывается пополам, колесо к колесу. Рама складного велосипеда лишена нижней трубы, зато верхняя массивна и устойчива. Многим кажется, что эта самая складываемость делает его хрупким и недолговечным. Но на самом деле они такие же прочные, как и остальные собратья. Рама достаточно крепкая, чтобы не развалиться при падении с высокого пригорка или на барьер.

Ещё один плюс подобного транспорта – это амортизация, хотя она встречается не на всех моделях. Однако задний амортизатор существенно прибавляет к весу велосипеда, не говоря уже о 35-40% к стоимости. Плюс, катаясь на двухподвесе по городу, вас не покинет ощущение «резиновости» при кручении педалей. Часть усилий, направленных на прокрутку, будет тратиться на сжатие заднего амортизатора, а не на движение вперёд. Всё чаще производители подобных великов думают о компактности, а уж потом вспоминают о такой штуке как комфорт. Так что его огромная стоимость не окупается вовсе.

Шоссейный велосипед


Легкий и надежный, с тонкой высокой рамой, которую некоторые даже изготавливают из карбона. Элегантная модель, чей опущенный и изогнутый руль подкупает всех, кто планирует приобрести велосипед, чтобы начать вести здоровый образ жизни.

Это велосипед для скорости и только для скорости. Даже знаменитая ручка изогнута неспроста: в таком положении велосипедист оказывает меньшее сопротивление воздушным потокам, а потому едет быстрее.

Профессионалы разгоняют его до 90 км/час. Обычному любителю до таких цифр далеко, но в любом случае он удобнее и быстрее круизера.

Правда, изогнутый руль удобен далеко не всем, потому производители выпустили гибрид с прямой ручкой.

Но при всех прелестях и легкости шоссейника

Ему совершенно противопоказаны неровные покрытия. Амортизации у него нет, а ощущения настолько неприятны, что даже вспоминать про них не хочется.

Кроме того, он очень хрупкий. Если складному падение с высокого бордюра как с гуся вода, то для шоссейника это падение может стать смертельным.

Для езды по бездорожью


Назревает вполне логичный вопрос: что делать, если ровных дорог в городе нет? Для этого созданы MTB-байки, которые с каждым годом набирают всё большую и большую популярность. Бывают они двух видов: – хардтейл; – двухподвес.

У хардтейла стоит только передний амортизатор (на вилке), задник жёсткий; у двухподвеса амортизаторов два – передний и задний. Вот, собственно, и вся разница, только нужно ещё раз уточнить, что каждая подвеска стоит немалых денег.

Что хардтейл, что двухподвес предназначены для агрессивной езды и стремительных спусков по пересечённой местности. Именно такие конструкции встречаются в горных велосипедах. Есть между ними существенная разница. Более дерзкий и необузданный двухподвес чаще всего выбирают профессионалы. Дешево он стоить не может, а брать его просто для того, чтобы покататься – как минимум неуважение к профессионалам дела. Уж лучше взять более дешёвый хардтейл.

Гибридные велосипеды


Тем, кто никак не может определиться с выбором, знатно помогли инженеры, в один прекрасный день создав гибридные модели. Сбылась мечта тех, кто хотел соединить проходимость горного и скорость шоссейного байков. Именно так появились удобные облегченные круизеры и выносливые шоссейники. Некоторые пошли дальше и приделали к простому велику электромотор. Это, кстати, тоже своего рода гибрид по аналогии с автомобилями, под капотами которых скрыт гибридный двигатель.

Выделить его в отдельную группу и дать какую-то более точную характеристику просто невозможно, всё зависит исключительно от фантазии конструктора. Скажем лишь одно: не пугайся этого странного названия, просто разузнай про его характеристики и соотнеси со своими потребностями.

Трюковые велосипеды


Огромный пласт велосипедов, спрос на которые уже 20 лет неуклонно растёт вверх, – это трюковые велосипеды. Пожалуй, самый известный представитель – ВМХ, выбор агрессивных и безбашенных трюкачей. Ещё более отчаянные парни выбирают велосипеды для триала, у которых даже сиденья нет. Но доехать вразвалочку до пункта назначения с их помощью можно. Велосипед для дерта совершенно не для езды, скорее для высокого парения в воздухе, для даунхила – для спуска по суровому бездорожью прямо к подножью горы за минуту.

Разумеется, их нужно брать только в том случае, если ты будешь усердно и кропотливо постигать азы велоэкстрима. Покупать их своему сыну в качестве первого велосипеда – просто вызов здравому смыслу, потому как за их стоимость можно приобрести массу полезных вещей. Всему виной два длинноходных амортизатора, тяжелая рама, широкие покрышки и надёжные дисковые тормоза.

Запчасти

Теперь уделим время отдельным запчастям велосипеда, на которые нужно обращать внимание перед покупкой. Конечно, если ты покупаешь дорогущий велосипед за 70 000, да даже за 25 000, то беспокоиться о подборе тормозов не стоит. Но эти знания уж точно лишними не назовёшь.

Рама


Рамы делаются из алюминия, стали и карбона. По соотношению крепости рамы и веса лучше брать алюминиевую, которая, благодаря современным технологическим процессам, может принять абсолютно любую форму. Увы, она не такая прочная, как стальная, которая неподвластна деформации и готова служить вечно. Минусами стали являются, во-первых, то, что она тяжёлая, а во-вторых, что поглощает скорость. Что касается карбона, то его используют для изготовления самых лёгких велосипедов.

Вилка

Вилки бывают нескольких видов: – пружинные; – пружинно-эластомерные; – воздушные; – масляно-воздушные (низкого давления/высокого давления); – масляно-пружинные.

Однако чаще всего выбирать приходится между пружинной и воздушной вилкой. Тут можно ориентироваться, например, на твой вес: для увесистого велосипедиста больше подходят воздушные вилки, для лёгкого ездока сойдут и пружинные.

Есть у вилки ещё один критерий под названием «Длина хода». Для каждого велосипеда своя длина. – короткоходные (25 мм.) вилки: городские, прогулочные велосипеды; – обычные (50-75 мм.): MTB-байки, городские велики и велосипеды для туризма; – средние (75-125 мм.): MTB-байки, велосипеды для агрессивного стиля езды, туризм и иногда для гонок; – длинноходные (125-300 мм.): двухподвесы и велосипеды для даунхилла.

Колеса


В общем-то с колёсами все предельно ясно. Если ты не собираешь байк по запчастям, то волноваться не о чем. В хороших дорогих велосипедах ставят соответствующие стилю езды колеса. Большие колёса помогут быстро развить скорость, меньший диаметр колёс даст велосипеду манёвренность и уменьшит габариты. Так, на шоссейниках стоят 28-дюймовые, а на городские ставят от 20 до 26. Покрышки нужно выбирать по рисунку. Чем он агрессивнее и глубже, тем легче покрышки перемесят грязь. Но по ровному асфальту ездить на них – настоящее мучение. Для города, как и для шоссе, берут слики – шины без рисунка.

Манетки, кассеты, звездочки

Механизмы переключения скоростей, известные как манетки, делят на две категории: Рапид файр – одним рычажком скорость повышается, другим понижается, при этом рука на руле не меняет своего положения, переключатели всегда под пальцами. Рапид файры более удобные, но хрупкие.

Звёздочки выпускаются с разным диаметром и в разном количестве, что характеризует велосипед. А вот с кассетами работает неприятный принцип: чем дороже, тем лучше. Самые прочные и дорогие – титановые – могут быть не всем по карману, поэтому лучше раскошелиться на стальные, уж куда лучше алюминиевых.

Для чего предназначены горные велосипеды

Хотя все модели маунтинбайков объединяет слов «горный», область их применения весьма разнообразна. Перед выбором конкретного велосипеда нужно четко определиться: «Для чего же мне необходим МТB?».

Если все ограничивается желанием показать друзьям и подругам свою «крутость», а ездить предполагается по городским дорогам, то не стоит и деньги тратить, ведь хороший горный велосипед – вещь недешевая.

Итак, области применения горного велосипеда:

  • Экстремальный спуск с горных склонов: даунхилл – по подготовленной трассе, или фрирайд – спуск по бездорожью.
  • Кросс-кантри – скоростная велосипедная езда по сильнопересеченной местности.
  • Стрит – экстремальное вождение велосипедов и преодоление искусственных препятствий в городских условиях.
  • All mountain – нечто среднее, между кросс-кантри и даунхиллом, равнинным и горным бездорожьем.
  • Велотуризм, сочетающий езду по трассам и бездорожью. Для этого используются так называемые гибридные модели, которые совмещают прочность конструкции и проходимость МТB с хорошими ходовыми качествами шоссейных велосипедов.
  • Дёрт – воздушная велосипедная акробатика, выполнение трюков во время прыжков с одного или нескольких трамплинов.
  • Триал – преодоление самых разнообразных труднопроходимых препятствий на «чистоту» исполнения.

Последние две из перечисленных областей применения велосипедов требуют, скорее, не маунтинбайков, а BMX-моделей, имеющих ряд специфических конструктивных особенностей.

Итак, определившись с целью приобретения маунтинбайка, можно переходить к выбору модели по конкретным параметрам.

О том как и где хранить велосипед зимой читайте также на нашем сайте.

Про необычные виды зимнего экстремального спорта читайте на этой странице. Драйтулинг, сноускут, сноукаякинг и другие…

Колеса, тормоза

Горный велосипед предусматривает повышенные нагрузки, поэтому прочность колес и надежность тормозов – обязательные условия.

Как правило, большинство горных велосипедов оснащены 26-дюймовыми колесами (исключение составляют гибридные модели – там диаметр колеса может быть 28 дюймов). Резина «агрессивная» или умеренно агрессивная, с выраженными зацепами протектора.

Если предполагается, что значительная часть эксплуатации будет все же происходить на шоссейных дорогах, лучше приобрести полуслики, иначе «злая» резина на трассе вытянет из велосипедиста силы без всякой видимой пользы. Может быть, если позволяют финансы, имеет смысл приобрести сменные комплекты и сделать свой МТB вседорожным.

Обязательно нужно обратить внимание на обода. Если они выполнены из стали, лучше сразу вежливо отказаться – они тяжелые, недолговечные, подвержены коррозии. Основной материал для этой части колес – алюминиевые сплавы. Можно встретить обода с анодированием – они несколько дороже обычных, их легко узнать по черному цвету.

Не стоит скупиться – лучше сразу приобрести двойной обод – он намного прочнее, выдерживает большие нагрузки, на нем гораздо труднее заработать «восьмерку».

По поводу выбора тормозов существуют разногласия. Некоторые настоятельно рекомендуют, по старинке, применять ободные, есть ярые сторонники дисковых. И те и другие имеют свои достоинства и недостатки.

  • Ободные тормоза проще в ремонте и эксплуатации, но гораздо сильнее подвержены влиянию грязи, воды, что не редкость при движении на пересеченной местности. Они резко теряют свою эффективность, если колесо «поймало восьмерку». Кроме того, с ними быстрее изнашивается обод, при интенсивном частом торможении он может сильно нагреваться. Если выбор сделан в их пользу, то это должны быть v-brake – тормоза с параллельныv ходом колодок (не клещевые или кантилеверные).
  • Дисковые тормоза все чаще вытесняют ободные, обладая рядом преимуществ. У них хорошая эффективность торможения, лучшая восприимчивость к величине усилия нажатия на тормозную рукоятку, они не боятся погоды, имеют длительный срок эксплуатации, не изнашивают обод и не чувствительны к его деформациям. Недостаток – несколько больший вес, цена, существующая вероятность повреждения тормозного диска, срыве колеса с препятствия.

Привод на тормоза может быть механический, через тросик, или гидравлический. На даунхиллы, фрирайды и триалы, как правило, устанавливаются только гидравлические дисковые.


Когда обычная езда на велосипеде уже не впечатляет и хочется попробовать что-то новое - можно приобщиться к одному из экстремальных направлений. Среди наиболее популярных - стрит, триал, даунхилл и фрирайд. В зависимости от выбранной категории катания понадобится соответствующий ей экстремальный велосипед. Именно правильно подобранная модель средства передвижения поможет достичь ошеломляющих результатов.

Байкеры: кто такие и где ездят

Велосипедисты, катающиеся в одном из самых экстремальных видов велоспорта, называют себя байкерами или райдерами, а свой транспорт - байком. Они, оседлав горные велосипеды экстрим, выполняют сложнейшие трюки или покоряют практически непроходимые трассы, вызывая восхищение и уважение единомышленников.

Для достижения победы надо много тренироваться, отрабатывая трюки, повышать уровень физической подготовки и выносливость, нагружать мышцы, которые в повседневной жизни практически не задействованы. Успех в своем стиле повышает самооценку, поднимает уровень адреналина и просто доставляет удовольствие.

Для успешного проявления способностей в выбранном направлении понадобится велосипед экстрим. Это не простой и привычный двухколесный друг, а кардинально новое средство передвижения и самовыражения.

  • двухподвесные маунтинбайки;
  • хардтейл – вид mountain байков;
  • ВМХ модели.

Двухподвесы, как правило, используют для преодоления крутых спусков, ухабов, сложных трасс за чертой города в категории Down Hill и Freeride.

Хардтейлы хорошо подходят для выполнения трюков в дисциплинах стрит и дёрт джампинг – в черте города или на специально оборудованных площадках.

На ВМХ bicycle катают триал и направления стрита, используя естественные или искусственные препятствия в виде парапетов, лестниц, перил, крыш и прочего.

Существуют и другие экстремальные категории, для катания которых требуются специальные велосипеды - экстрим горные. Это флетлэнд, норт-шор, слоупстайл, слоу-слалом, дуал-слалом, дроп-пинг и прочие разновидности, отличающиеся высоким уровнем мастерства при выполнении трюков и преодолении препятствий.

Какой велосипед экстрим нужен за городом?

Опасные повороты, холмы, камни, корни деревьев и многие другие преграды преодолеваются райдерами направлений даунхилл и фрирайд. Причем последние катают в еще более сложных условиях, покоряя новые, неизученные маршруты.

Гоночные велики, используемые в таких покатушках, должны иметь в наличии:

  • амортизатор сзади и спереди,
  • мощные шины с большими протекторами,
  • ход подвески от 150 мм и выше,
  • роторы большого диаметра,
  • мощную двухкоронную вилку,
  • усиленные рулевые стаканы,
  • маленькие лапки для переключения скоростей;
  • особую геометрию рамы.

Проходя через колдобины или несясь во весь опор с холма, нужно быть уверенным в надежности рамы своего байка. Поэтому материал, используемый для ее изготовления, должен быть качественным вне зависимости от веса.

Гоночные велики для городской улицы

Отдельные элементы городского ландшафта, представляющие интерес для стритеров и триалистов, а также специальные площадки, созданные для отработки умопомрачительных трюков дерт-джампингерами и BMX-рами, помогут покорить особые гоночные велики. Ведь райдерам предстоит выполнять самые разные акробатические трюки, используя всю свою сноровку.

Для байкера, отрабатывающего прыжки по крышам, козырькам, скамейкам, прыжки на метровые высоты в стиле Trial, нужен горный велосипед экстрим, имеющий:

  • маленькую раму,
  • жесткую вилку,
  • хорошие тормоза,
  • длинный вынос.

Стритеры, выполняющие мелкие прыжки, сальто и прочие акробатические трюки, выбирают велосипед экстрим, имеющий низкую раму, пружинную или жесткую вилку. Седло должно быть низким или вообще отсутствовать.

ВМХ велики, используемые для сложных трюков, отличаются маленькими колесами - от 20 дюймов. Они также очень хорошо подпрыгивают и не имеют тормозов. Эти особенности помогают максимально успешно выполнять сложные акробатические фигуры.

Что лучше выбрать новичку?

Чтобы выбрать подходящий горный велосипед экстрим, нужно определиться, к какому конкретно стилю больше всего лежит душа. Ведь для каждого направления характерны особенности, которые и учитываются производителями велотранспорта.

Если же пока сложно выбрать определенный стиль, то можно остановиться на хардтейле среднего класса. Помимо покупки хорошего байка можно рассмотреть вариант приобретения «с рук» - более опытные райсеры, переросшие старую модель, часто ее продают.

Купив велосипед экстрим, можно начать осваивать простые трюки, постепенно совершенствуя свое мастерство. Когда старт тренировкам будет положен, сразу станет ясно, в каком именно направлении хочется развиваться. Кроме того, байк в дальнейшем можно модернизировать, подобрав комплектующие более высокого уровня и, соответственно, лучшего качества.

Любой вид спорта требует подготовки и регулярных тренировок. Но что делать райдерам, которые занимаются сезонными видами спорта? Например, даунхиллом. В межсезонье важно поддерживать форму, чтобы быть конкурентоспособными и не упустить позиции. Сильнейшие МТБ-даунхилл райдеры России рассказали нам, как они поддерживают себя в форме, когда за окном не подходящая для катания погода.

Николай Пухирь

4-кратный чемпион России по даунхиллу

В скоростном спуске у спортсмена должно быть пропорциональное и функциональное телосложение, ведь здесь работают все группы мышц. Построить правильный тренировочный план можно только понимая свои слабые стороны, а программу разрабатывать, исходя из телосложения и техники катания.

Тренажерный зал – это вспомогательная часть тренировок. Он используется, чтобы держать в тонусе специальные группы мышц, которые сложно заставить работать на велосипеде. В целом, тренировки должны строиться на подготовке сердца, легких и кровеносной системы, координации, выносливости (здесь много вариаций – от кручения педалей до бассейна).

У меня с тренажерным залом не очень ладится. Работа с «железом» сильно отличается от того, что делаешь на байке

У меня с тренажерным залом не очень ладится, ведь работа с «железом» сильно отличается от того, что ты делаешь на байке. Иногда силовые тренировки могут даже помешать, если вес излишне перекаченных мышц будет переложен на более слабые группы мышц во время спуска. Также полезными могут быть кроссфит-тренировки, получал от них неплохой результат.

В Москве я почти не катаюсь, здесь невозможно заставить тело и байк работать, как на горной трассе. В горах нужна выносливость, чтобы «гасить» удары и постоянно работать с собственным весом как инструментом управления байком. Часть такой подготовки можно получить на батуте или во время катания на горных лыжах. Я катаюсь на кроссаче, выбираюсь в горы на лыжах. Такая подготовка лучше многих видов традиционной работы в зале.

В даунхилле обязательно будут серьезные «уборки». Восстановление после травм – еще один момент, которым каждый гонщик в скоростном спуске хорошо владеет. Нужно тренировать падения, кувырки, координацию и ловкость. Мышцы приходится закачивать еще и для того, чтобы уберечь себя от травм, ведь они выполняют защитную функцию.

В даунхилле обязательно будут серьезные «уборки». Нужно тренировать падения, кувырки, координацию и ловкость

За десять лет в даунхиле я накопил список восстановительных программ, которые надо выполнять, чтобы не беспокоили старые травмы. Это занятия йогой, растяжки, специальная гимнастика. У меня, наверное, за сотню таких упражнений, без которых я не могу полноценно гоняться.

В конечном итоге, результат на трассе будет определять не межсезонная подготовка, а накат и уровень риска. Если ты готов рисковать и любишь большие скорости – обгонишь тех, кто всю зиму бегал трусцой.

Саша Жирнова

2-кратная чемпионка России по даунхиллу, участник Кубков и Чемпионата мира

В тренировках в межсезонье нет ничего супер-специального. По крайней мере, лично у меня. По сути, эта подготовка объединяет все, на что в сезон не хватает времени.

В даунхилле работают не только мышцы, но и голова. Поэтому я советую уделять время йоге или медитации. Не обязательно знать сложные асаны, но даже 30 минут элементарных упражнений помогут привести голову в порядок.

В даунхилле работают не только мышцы, но и голова. Советую уделять время йоге или медитации

Что касается мышц, сложно сказать, какие важнее. Одни помогают ехать, другие – выживать и спасают от травм. Даже косые мышцы живота, которые вроде как и не важны во время езды, могут спасти от серьезных ушибов внутренних органов.

Крутое оборудование – это хорошо, но не обязательно для подготовки. Если мы говорим о тренажерном зале, хватит базовых тренажеров. Обычную тренировку можно сделать веселей, если разбавить ее упражнениями с гимнастическим мячом, полусферой и TRX.

В межсезонье старайся использовать все возможности. Есть лыжня возле дома? Отлично! Есть друзья, которые ходят на батут? Присоединяйся, это научит группироваться при падениях. Скалодром – замечательно. Бассейн, бокс, катание на горных лыжах... Мое межсезонье состоит из тренажерного зала, станка (специализированный велотренажер для даунхилла – ред) дома, бассейна, тренировок на улице, на батуте и любых других активностей.

У даунхилл-гонщиков нет и не может быть специальной диеты для межсезонья. Мы разные, но дисциплина в еде должна быть у каждого, особенно у спортсменов. К выбору рациона нужно подходить с умом. Ты можешь тратить 3000 ккал в день, но это не значит, что есть все подряд – хорошая идея. Лучший помощник в выборе продуктов – это тело. Оно всегда подскажет, хорошо ему или плохо.

К сожалению, в России нет возможности кататься вне сезона, поэтому я каждый год стараюсь улететь в теплые края. Хотя бы на две недели

К сожалению, в России нет возможности кататься вне сезона. Для меня катание на велосипеде по снегу – наказание, поэтому я каждый год стараюсь улететь в теплые края. Хотя бы на две недели. Несколько лет подряд езжу с друзьями в испанскую Малагу. Там можно хорошо раскататься перед сезоном: крутые тейлы, хорошая атмосфера, тепло... А еще можно встретить крутых ребят из заводских команд и даже чемпионов мира. Моя мечта – зимой съездить в Новую Зеландию. Это рай для тех, кто хочет кататься на велосипеде круглый год.

Эта статья – не о том, как ездить правильно или быстро даунхил, она – о том, как самостоятельно быстрее этому научиться. Стили катания в даунхиле у многих различаются, нет универсальной техники, высокие и низкие гонщики ездят по-разному… кто-то старается все время прижиматься к земле, а кто-то – чуть ли не всё преодолевает прыжками. Однако и в технике катания, и в методах тренировок есть основные вещи, которые соблюдает большинство сильных гонщиков. Здесь речь пойдет о методах тренировок Ну и немного о том, на что обратить внимание, если едешь на соревнования в горы в первый/второй раз.

Далее - базовые вещи, соблюдение которых часто приводит к быстрому прогрессу до уровня топ15 элиты на крупных горных соревнованиях. О более продвинутых вещах говорить если и буду, то – лично и в горах, иначе не интересно. Плюс могу сказать, что если вы можете идентифицировать себя как уже сильный гонщик в масштабах нашего развивающегося маунтинбайка, то вы это всё либо отлично знаете и используете, либо не менее отлично пользуетесь годами отработанными отмазками. В общем, если так, то можете не читать.

Итак, перейдем сразу к главному.

1. Пальцы рук должны быть готовы к нагрузкам. Их надо накачать до гор, можно начать за пару месяцев до первых гор эспандером. Желательно делать это ежедневно, времени много не занимает, а результат будет потрясающим, так как именно пальцы рук получают в горах нагрузку, к которой в обычной жизни не привыкли. Если вы уже были в горах и чувствовали, что болят предплечья, а не пальцы – не впадайте в сомнения, основные мышцы, отвечающие за движения пальцев, находятся именно в предплечьях.

2. Кататься в горах нужно как можно больше. Вы заплатили деньги, нашли время оказаться в горах и, если основная задача – научиться кататься лучше, не надо лениться и ездить по 3-4 спуска в день!!! Вспомните плоские места катания родного города и оцените то, что ВЫ УСТАЛИ ЕХАТЬ ВНИЗ! Для большинства новичков и средних гонщиков вполне может подойти количество спусков около 8 в день (если речь идет об обычных ДХ трассах длиной 2000-4000м). Да, по началу это тяжело, да, на утро состояние может быть таким, как будто все мышцы за то, чтобы не двигаться ещё как минимум сутки. Съешьте пару бананов, выпейте воды, сделайте растяжку и вам полегчает. Если хотите добиться результатов, нужно ездить в горах максимальное возможное общее (за все дни) количество спусков. Возможно, лучше проехать не 12, а 8 раз в первый день, чтобы во второй проехать не 4, а 10. Но не 2-3-4. Если, конечно, вы не пиво попить/бабочек фотографировать приехали.

3. Каждый заезд необходимо делать с какой-то задачей. Если вы проедете спуск бездумно – можете считать, что вы не извлекли из него никакой пользы (но устали). Наиболее глобальные цели можете придумать до поездки в горы, но это будут именно цели: к примеру попасть в 10ку в категории «стажеры», или научиться ездить так, чтобы все спрашивали друг друга «зачем он это делает?». Но на каждом спуске должны быть свои задачи, идеально обдумать их на канатке, по пути к старту, а после этого, уже перед самим стартом, вспомнить, что именно запланировали. Это могут быть требования к себе поехать быстрее в определенных местах, чаще отпускать тормоза (тоже хотя бы в определенных местах, чтобы задача не забылась) или желание опробовать новую траекторию. По ходу прохождения трассы пульс и эмоции делают свое дело и тяжело заставить себя выполнить задуманное, но именно так появится прогресс, именно благодаря этому можно рассчитывать на то, что всего за несколько дней возможности прохождения даунхильных трасс выйдут на новый уровень.

4. После спуска обязательно найдите время проанализировать заезд, найти ошибки и/или успешные моменты. Главное, что нужно сделать, чтобы избавиться от какой-то ошибки – максимально быстро после её совершения обдумать, почему она произошла, как можно обойтись без неё и представить это! Аналогичное верно и для успешных прохождений препятствий – для того, чтобы закрепить понравившийся момент, необходимо подумать о том, как он произошел, почему это стоит закрепить и представить, что ещё раз проезжаете данное препятствие правильно. Как и постановку задач для нового спуска, проанализировать предыдущий можно по дороге к старту. 10 минут вполне может хватать и на то, и на другое.

5. Разберитесь в настройках подвески, будьте готовы поэкспериментировать с ними. Если временно у вас не обнаруживается никаких насущных задач по технике, можете поиграть с настройками подвески. Желательно ещё до заездов в горах понять суть всех возможных настроек, ведь время в горах гораздо более дорого и лучше потратить его уже непосредственно на тестирование результатов того, что вы накрутили на вилке/амортизаторе. Изменять можно давление в камерах, отскок (иногда раздельно для разных этапов срабатывания), компрессию (для некоторых вилок/амортизаторов отдельно может регулироваться высокоскоростная), жесткость. Изменение любого из параметров будет нести в себе определенный плюс и определенный минус. К примеру, выставление многими очень высокого отскока в горах несет в себе как плюсы (отработку бОльшего количества неровностей, большую прыгучесть), так и минусы (меньшее погашение ударов, меньшее прилипание к трассе и, соответственно, худшее сцепление в поворотах). Оптимизация настроек под конкретную трассу и конкретную (свою) технику катания может очень существенно улучшить результаты, кроме того, «плоские» настройки для катания на равнине скорее всего будут далёкими от идеала.

6. Смотрите рейсинговые фильмы до поездок в горы и на катание сильных гонщиков – в самих горах. Многие ученые считают, что визуальное восприятие информации очень-очень слабо, однако даже тех результатов, о которых они говорят, вполне достаточно для того, чтобы лишние пару раз пересмотреть последнее видео или вместо отдыха у канатки подсмотреть траектории или технику сильных гонщиков.

7. Соблюдайте правила хорошего тона и не бойтесь помешать быстрым гонщикам. Есть несколько правил, которые лучше соблюдать при катании на даунхильных трассах для того, чтобы не мешать другим гонщикам получать удовольствие: а) Если останавливаетесь – отойдите с трассы. Просто ухода с траектории мало, многие выбирают свои пути, о которых вы можете даже не догадываться, пока не увидите. Плюс вы можете просто отвлечь на себя внимание гонщика. Отходите с запасом. б) Если вы стоите на старте и видите, что вот-вот поедет сильный гонщик – попробуйте поехать не до, а почти сразу после него: так вы не будете друг другу мешать. Впрочем, если на старте много гонщиков, не стоит и бояться помешать быстрым байкерам – они подождут, пока вы уедете подальше, а если уступать старт нужно многим – спокойно стартуйте. в) Будьте готовы, что догоняющий вас гонщик попросит себя пропустить, и уступите ему, как только у вас появится удобная возможность для этого. Особенно это важно в квалификации, когда сильный гонщик может стартовать за вами. Если есть возможность, можете заранее узнать, кто это будет и, если боитесь, что помешаете, попросите кричать просьбу пропустить по возможности раньше.

Если не получилось пропустить быстро – не расстраивайтесь, квалификация производится в существенной степени как раз для того, чтобы финальные заезды вы ехали среди сходных по силе гонщиков. г) Ведите себя максимально вежливо со всеми местными жителями/работниками, с которыми вы столкнетесь при катании в горах. Даже одного негативного поступка достаточно для того, чтобы гостиницу закрыли для байкеров/убрали скидки/просто не провели в следующий раз соревнования в этом месте. Спасибо за это не скажут в первую очередь другие байкеры. Соблюдение этих правил добавит удовольствия в катании в теплой дружеской компании, которой всегда отличаются горы. Люди, которые приехали сюда кататься уже по умолчанию в чем-то друг друга уважают, а потому позитивное отношение к вам обеспечено даже если раньше вы никого из гонщиков не видели.

8. Спрашивайте советы. Будьте уверены, сильные гонщики уважают вас за то, что вы приехали в горы, не стоит комплексовать по поводу уровня своего катания. Ещё больше вас будут уважать за то, что вы интересуетесь тем, как научиться кататься лучше. Тем более что большинство с удовольствием подскажет, как добиться необходимого вам результата.

9. Обращайте внимание на мелочи в технике, которые вы не умеете стабильно применять в гонке. Изначально никто не знает, что может быть включено в понятие техники катания в скоростном спуске, но это знание приходит благодаря книгам, статьям, форумам, катанию с сильными гонщиками, фильмам. Все это постепенно откроет не только образ того, как должен выглядеть сильный гонщик, но и непосредственное понимание физики отдельных движений/посадки/выбора метода преодаления конкретных препятствий. Техника складывается не из общего стиля, а из необходимости ускорится тут, этот поворот пройти так, выйти из поворота так и т.д. Начинающему гонщику можно сообщить несколько десятков небольших технических элементов, которые ускорят его на трассе. Наверняка никто в России не знает всего и всем есть чему учиться, кому-то - больше, кому-то – меньше, однако все могут задуматься и осознать, что могут добавить в свое катание что-то новое и об этом вполне можно подумать ещё в родном городе. А потом, возможно, даже обсудить с кем-то, кто сможет оценить/подтвердить/опровергнуть верность ваших догадок.

10. Отправляйтесь в горы. Для того, чтобы прогрессировать в горах, нужно в эти горы ездить. Выбирайте места, где есть возможность сделать больше спусков, где препятствия на трассах считаются разнообразными. На даунхильных трассах не принято делать препятствий, которые тяжело проехать непрофессионалам, не позвольте сомнениям оставить свои глаза закрытыми перед настоящим скоростным спуском. Одна поездка в горы по пользе в плане техники может легко перекрыть год тренировок в большинстве российских городов. текст: Михаил «Valilenk» Василенко фото: Маков «Kubas» Никита

Даунхилл для любителей экстрима, как манна небесная. Этот вид велоспорта позволяет выплеснуть адреналин и получить массу эмоций, а также проверить себя и свои нервы на прочность. Ведь спуститься целым и невредимым со склона горы на максимальной скорости и при этом не потерять контроль над железным конем может только крепкий орешек.

Даунхилл: что это такое?

Под «даунхиллом» подразумеваются гонки на велосипеде по холмистым и горным склонам с препятствиями на время. Однако только на первый взгляд спуститься с горы – дело нехилое. В реальности же трассы для даунхилла изобилуют крутыми спусками и поворотами, большим количеством трамплинов, камней и коряг.

Пройти такие испытания бывает не под силу даже опытным спортсменам, что уж говорить про новичков. Синяки, ссадины и даже переломы – постоянные спутники тех, кто выбрал даунхилл в качестве своего призвания.

Каким должен быть человек, который занимается даунхиллом? Во-первых, физически сильным. Ведь во время такой экстремальной «прогулки» на велосипеде организм испытывает колоссальные нагрузки. Плюс вес транспортного средства не самый маленький – 20 кг.

Во-вторых, будущий даунхиллер должен быть на «ты» со своим велосипедом. Смельчак обязан владеть техникой управления двухколесным транспортом на «5+». Ибо скорость спуска не детская – от 40 км/ч, максимальная – 60 км/ч. При этом перепады высот на трассе разнятся и в среднем равняются около 80 м.

Велосипед для даунхилла – друг и брат спортсмена

Даунхилл велосипед – это всем знакомый двухподвесный горный велосипед. Несмотря на внешнее сходство этого байка с собратьями из фрирайда (из-за широкой рамы), велосипед для скоростного спуска имеет ряд особенностей:

  • Усиленная рама. Она усилена во всех важных узлах, так как велосипедисту требуется много прыгать, преодолевать сложные участки. Рама тоже обладает определенной геометрической формой. Материалы, из которых изготовлена рама, разнообразны: алюминий, нержавеющая сталь, титан.
  • Диапазон передней подвески большой до 200 мм. Благодаря этому удары при езде смягчаются. Вилка может быть, как однокоронная (до 180 мм), так и двухкоронная.
  • Ход задней подвески 180-250 мм. Такие показатели помогают гасить и смягчать удары, обеспечивая комфортную езду.
  • Широкие обода, которые тоже усилены. Их диаметр – 26 дюймов. Они крепкие и тяжелые, устойчивы к сильным ударам. Для большей безопасности обода «начиняют» большим количеством спиц.

Некоторые спортсмены на соревнованиях берут байки с колесами по 29 дюймов – найнеры.

  • Широкие покрышки. Протектор таких покрышек имеет агрессивный узор. Широкие покрышки нужны для того, чтобы достигался наибольший контакт между колесами и землей.
  • Широкий руль позволяет лучше контролировать движение велосипеда.
  • Гидравлические дисковые тормоза. Они обеспечивают эффективное торможение. Применяется ротор размером 200-220 мм.

Основные навыки даунхиллера

Мастерство спуска на велосипеде нарабатывается годами. Как правильно дышать, крутить педали и распределять свой вес во время заезда – навыки, которые не приходят сразу.

Какие секреты техники могут посоветовать профессионалы новичкам?

  1. Научиться быстро съезжать. Умение ездить и не сцеплять ежеминутно тормоза, без рывков и медленного сползания вниз – то, что стоит усвоить даунхиллеру сразу. Следует также следить за расслабленностью плечевого пояса и рук перед предстоящими препятствиями на дороге. Ежедневные тренировки научат регулировать скорость, увеличивать скорость на поворотах и правильно ставить ноги на педали (опущенная нога расположена у внешней стороны от поворота).
  2. Переключение скоростей на меньшую скорость должно быть медленным. При этом нельзя останавливаться, наоборот, нужно продолжать крутить педали. Переходить на большую передачу необходимо быстро. Это позволит не крутить педали в холостую и не сбавлять скорость. Способность переключать режимы скоростей требуется довести до автоматизма.
  3. Торможение. Легкое притормаживание заднего тормоза может увеличить скорость при повороте. Всегда держите оба пальца на тормозах – так снизиться риск потери контроля над управлением байка.

Все эти советы проверяются на практике и только на ней. Поэтому берите велосипед и катайте, совершенствуя свое мастерство.

Безопасность – превыше всего!

Правильно подобранное снаряжение способно уменьшить риск получить серьезные травмы:

  • Шлем для даунхилла. Обратите внимание на шлем типа «фуллфейс». Он защищает от травм лицо, челюсть, череп.
  • Очки. Они обязаны быть широкими. Очки защищают глаза от попадания пыли и грязи, насекомых.
  • Специальные перчатки. Они оберегают кисти от травм, а также устраняют потливость кожи рук.
  • Костюм для тела с наколенниками и налокотниками. Защищает тело спортсмена (грудь, спину) при падении.
  • Щитки для нижних конечностей. Они предотвращают от попадания мелких камешков в одежду велосипедиста.
  • Специальные кроссовки с жесткой подошвой.
  • Профессиональные велосипедные шорты с «памперсом» для комфортной езды.

Соревнования по даунхиллу

Прожженные гонщики уже давно принимают участие во всемирных соревнованиях по даунхиллу. Кубок мира по даунхиллу проводится ежегодно и собирает много желающих, как поучаствовать, так и просто фанатов данного вида спорта. Профессионалы, не раз принимающие участие в кубках такого формата, имеют команду из тренеров, механиков, массажистов. На результаты гонок влияет скорость спуска, а также количество падений во время езды. Во время таких соревнований райдеры обмениваются опытом, повышают свой профессионализм, ставят рекорды и просто получают удовольствие от процесса. Мини даунхилл, то есть скоростной спуск только по более короткой и менее агрессивной трассе, тоже собирает экстремалов на соревнования в разных европейских и российских городах.

Новые ощущения правят миром. Не бойтесь впустить в свою жизнь положительные эмоции и драйв вместе с даунхиллом! Покоряйте свои собственные спортивные вершины!