Главная · Питание и диета · Правила техники безопасности на занятиях лыжной подготовкой. Техника безопасности на лыжах: основные правила и требования Безопасность при катании на лыжах в школе

Правила техники безопасности на занятиях лыжной подготовкой. Техника безопасности на лыжах: основные правила и требования Безопасность при катании на лыжах в школе

Лыжи должны быть подобраны по росту и, содержаться в исправном состоянии. Неисправными считаются лыжи, имеющие трещины, сколы, поломанные носки или пятки лыж, деформацию скользящей плоскости (пропеллер).

Крепление должно быть установлено по центру лыж и прочно закреплено на ней. Оно должно быть отрегулировано так, чтобы можно было без посторонней помощи крепить к лыже ботинок или валенок. Лучше использовать жёсткие крепления (они более надёжны) или резиновые стандартного образца (не самодельные).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструкция по лыжной подготовке для школьников

Лыжи должны быть подобраны по росту и, содержаться в исправном состоянии. Неисправными считаются лыжи, имеющие трещины, сколы, поломанные носки или пятки лыж, деформацию скользящей плоскости (пропеллер).

Крепление должно быть установлено по центру лыж и прочно закреплено на ней. Оно должно быть отрегулировано так, чтобы можно было без посторонней помощи крепить к лыже ботинок или валенок. Лучше использовать жёсткие крепления (они более надёжны) или резиновые стандартного образца (не самодельные).

Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечники, кольца и ремни для кистей рук, длина которых должна регулироваться.

Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру (тесная или очень свободная обувь могут привести к потёртостям либо к травме голеностопного сустава). Обувь надо систематически смазывать гуталином. Это предохранит от влаги и сделает кожу более мягкой. Нельзя зашнуровывать ботинки слишком туго и обвязывать шнурки вокруг ноги, из-за этого ухудшается кровообращение, и ноги скорее замерзают. После занятий надо обязательно просушить ботинки. Ни в коем случае нельзя делать это на батарее или печке. В этом случае обувь может покоробиться и стать жёсткой. Надевать ботинки следует на два носка (х/б и шерстяной). Носки должны быть сухими.

Одежда должна защищать от холода и ветра, быть лёгкой, удобной и не сковывать движения. Свитер должен перекрывать брюки даже при сильном наклоне туловища вперёд. Следует надеть бельё из натуральных тканей. На руках должны быть варежки. Запрещается заниматься без головного убора. На голове должна быть спортивная шапочка, закрывающая уши. При сильном морозе – две, если они тонкие. В том случае, если шапочка не прикрывает уши, надо дополнительно использовать специальные наушники.
Получив лыжный инвентарь, надо проверить его исправность и развязать лыжи до выхода на улицу. Выйдя на улицу, не следует сразу вставать на лыжи, надо дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.
Опоздав на урок, нужно доложить учителю о своём приходе, чтобы он знал точное количество занимающихся. Нельзя уходить с занятий без разрешения учителя.
В течение всего года необходимо регулярно выполнять упражнения на развитие выносливости. Низкий уровень выносливости является одной из главных причин травматизма, так как утомлённый человек менее внимателен и координирован. Лучшей профилактикой травматизма является правильная техника выполнения упражнений. Поэтому надо внимательно слушать объяснения учителя и стараться правильно и точно выполнять подводящие и подготовительные упражнения. Следует строго выполнять правила поведения на лыжне. При движении на лыжне надо соблюдать дистанцию до впереди идущего лыжника 3-4 м, а при спусках этот интервал должен быть не менее 30 м. Во время спуска нельзя выставлять вперёд лыжные палки. Если возникла необходимость быстро остановиться, надо присесть и упасть на бок, обязательно держа палки сзади. После спуска не следует останавливаться у подножия склона: сзади за вами следуют другие лыжники. Нельзя пересекать лыжню, по которой движутся спускающиеся со склона лыжники. Нельзя прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи.

Во время занятий не исключены случаи обморожения ушей, носа и щёк. Если они побелели или потеряли чувствительность, надо растереть кожу вокруг обмороженного места до порозовения, а затем и сам отмороженный участок. Делать это следует сухой рукой, а не снегом, т.к. при растирании снегом можно повредить кожу и занести в организм инфекцию.
Если во время соревнований (занятий) участник по каким-либо причинам вынужден сойти с дистанции, он должен обязательно предупредить об этом судью (учителя). Это можно сделать лично, а также через контролёра или товарища.
О поломке и порче лыжного снаряжения также следует сообщать учителю. Если невозможно произвести починку на дистанции, то, получив разрешение учителя, надо выходить к школе (лыжной базе, ближайшему населённому пункту).
Нельзя снимать «лишнюю» одежду во время бега на дистанции и после его окончания (это может привести к простуде). Лучше её снять до начала бега, а после завершения надеть вновь.
По окончании занятий перед входом в помещение надо очистить лыжи от снега, а, зайдя в помещение, связать их.
Сразу после занятий по лыжной подготовке нельзя пить холодную воду и охлаждённые напитки (можно простудить горло).

Лыжи должны быть подобраны по росту занимающегося и находиться в исправном состоянии. Неисправностями считаются: трещины, сколы, поломки носка или пятки лыж, деформация скользящей поверхности.

Крепления должны быть отрегулированы так, чтобы можно было без посторонней помощи прикреплять к лыжам ботинки или валенки. Следует использовать жесткие крепления(они более надежны) или резиновые, стандартного образца, но не самодельные.

Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечник, кольцо и регулируемой длины ремень для кисти руки.

Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме голеностопного сустава.

Необходимо систематически смазывать ботинки бесцветным гуталином(или салом, растительным маслом и т.п.), это предохранит их от влаги и смягчит кожу или заменитель, из которых они изготовлены. Не зашнуровывать ботинки слишком туго и не обвязывать шнурки вокруг голени - из - за этого ухудшается кровообращение и ноги быстрее мерзнут.

После занятий надо обязательно просушить ботинки: ходьба в сырой обуви приводит к потертостям. Ни в коем случае нельзя сушить ботинки на батарее отопления или печке: от этого они становятся жесткими и коробятся.

Надевать обувь лучше на два носка(хлопчатобумажный и шерстяной). Носки должны быть сухими. При сильном морозе можно к тому же обернуть пальцы ног газетной бумагой.

Одежда на занятиях лыжной подготовкой должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной, не сковывающей движений. Чтобы не застудить поясницу, следует надеть свитер такой длины, чтобы он «перекрывал» брюки даже при сильном наклоне туловища вперед.

При занятиях в мороз следует обязательно надеть тепло белье из натуральных (не синтетических) тканей, а на руки - варежки.

Запрещается заниматься без головного убора. Следует надеть спортивную шапочку(при сильном морозе лучше две), прикрывающую уши или наушники.

Получив лыжный инвентарь, надо проверить исправность, развязать лыжи до выхода на улицу(если они связаны вместе). Выйдя на улицу, следует не спешить вставать на лыжи, а дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.

В случае опоздания на занятие лыжной подготовкой надо предупредить учителя о своем приходе, чтобы он знал точное количество занимающихся. Не уходить с занятий без разрешения учителя.

В течение всего года регулярно выполнять упражнения на выносливость. Низкий уровень выносливости является одной из причин травматизма, ведь утомленный человек менее внимателен и скоординирован.

Владение правильной техникой выполнения упражнений - лучшая профилактика травматизма. Поэтому следует внимательно слушать объяснения учителя, стараться правильно и точно выполнять подводящие и подготовительные упражнения.

Обязательно выполнять правила поведения на лыжне. При передвижении на лыжах по дистанции соблюдать интервал 3 - 4м, при спусках - не менее 30м. при спусках не выставлять вперед лыжные палки. Если возникла необходимость в быстрой остановке, приседая, падать на бок(обязательно держа при этом палки сзади).

После спуска не останавливаться у подножия склона, помня, что за тобой следуют другие лыжники.

Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники.

Не прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи.

При занятиях лыжным спортом нередки случаи обморожения открытых участков лица и шеи. При побелении или потере чувствительности кожи ушей, носа, щек следует немедленно сделать растирание. Делать это нужно сухой рукой, а не снегом, так как в последнем случае можно повредить кожу и занести инфекцию.

Если во время занятий(соревнований) ученик по каким - либо причинам был вынужден сойти с дистанции, то он должен обязательно предупредить об этом учителя, инструктора, судейскую коллегию(лично, через контролера или товарища).

О поломке и порче лыжного снаряжения надо также сообщить учителю.

Нельзя раздеваться во время передвижения на лыжах по дистанции и после его окончания. Лучше снять лишнюю одежду до начала лыжной гонки, а после ее завершения надеть вновь.

Перед входом в помещение счистить снег с лыж, а зайдя в помещение, связать их вместе.

Сразу после занятий по лыжной подготовке не пить холодную воду чтобы не заболело горло.

Ограничения по температуре воздуха и погодным условиям при занятиях лыжной подготовкой для школьников разного возраста(по классам) даны в (таблице №1.)

ИНСТРУКЦИЯ

по техники безопасности при занятиях лыжной подготовкой

I . Перед началом занятий.

1. Проверить место проведения занятий по лыжной подготовке – профиль склонов, рельеф местности, дистанция и условия проведения должны тщательно выбираться и строго соответствовать возрастным особенностям и физической подготовленности занимающихся.

2. Учебный и тренировочный склон должен иметь уплотненный снег без каких-либо скрытых под ним камней, ям.

3. Учащиеся и должны знать и строго соблюдать инструкцию для школьников по лыжной подготовке.

4. Одежда должна быть легкой, теплой, не стесняющей движений.

5. Проводить уроки в тихую погоду или при слабом (со скоростью не более 1,5 – 2 м/сек) ветре, при температуре не ниже 20 С.

6. Лыжный инвентарь должен быть подобран в соответствии с ростово-весовыми данными учащихся и подогнан индивидуально:

Палки должны быть легкими, прочными и удобными, иметь петли для хвата руками, острие для упора и ограничительное кольцо;

Лыжи ровные, без перекосов;

Крепление лыж к обуви должно быть удобным для пользования, прочным и надежным.

7. Перед выходом к месту занятий преподаватель должен объяснить правила передвижения с лыжами в условиях, которые могут встретиться на пути передвижения – движение в строю с лыжами и т.п. При передвижении к месту занятий и обратно должны быть специально назначенные учащиеся, ведущие и замыкающие колонну.

II . Во время занятий.

1. Следить за соблюдением учащимися принципов доступности и последовательности обучения.

2. По результатам медицинских осмотров знать физическую подготовленность и функциональные возможности каждого учащегося.

3.Получив инвентарь, проверьте его исправность и подгоните крепление лыж к ботинкам в помещении базы. Перед занятиями при морозе ниже 10 С или сильном ветре на руки обязательно наденьте варежки, перчатки.

4. При первых признаках обморожения (побелевшая кожа, потеря чувствительности открытых частей тела – ушей, носа, щек) немедленно растереть поверхность тела рядом с обмороженным местом до порозовения, после чего слегка растирайте непосредственно обмороженное место.

5. Слушайте внимательно объяснения преподавателя, соблюдайте интервал при движении на лыжах по дистанции (3м), при спусках 20-30 м.

6. При спусках не выставляйте у подножия горы лыжные палки, не останавливайтесь. Спуск с гор должен проводиться только по сигналу преподавателя, строго для каждого занимающегося. Между спускающимися лыжниками необходимо выдерживать такие интервалы времени, которые исключают всякую возможность наезда лыжников друг на друга.

7. Уходить с занятий только с разрешения преподавателя.

III . После окончания занятий.

1. Очищаются лыжи, палки, ботинки от снега.

2. Правильное передвижение с лыжами и палками, в школу, в раздевалку.

Техника безопасности на лыжах важна всегда и везде, каким бы конкретно видом спорта ни увлекался человек. При выполнении всех сопутствующих правил, вы сможете сохранить свое здоровье и продолжить заниматься физической активностью столько, сколько захотите.

В лыжном спорте очень важно следовать основным рекомендациям, чтобы не допустить травму и переохлаждение участников.

Техника безопасности на уроках лыжной подготовки:

  1. должны быть снабжены защитным наконечником, кольцом и иметь удобную рукоять с кожаным регулируемым ремешком на запястье.
  2. Длина беговой лыжной базы должна соответствовать формуле: рост спортсмена плюс 20 см.
  3. Установка и эксплуатация крепления должна быть построена под катающегося, чтобы лыжник смог надеть и снять снегоступы самостоятельно.
  4. Следует приобрести легкую и свободную экипировку, которая хорошо защищает от ветра и не стесняет движения лыжника.
  5. Необходимо, чтобы обувь спортсмена соответствовала размеру его , тогда вероятность травм и повреждений стоп снижается.
  6. Кататься по горизонтальной траектории следует на расстоянии друг от друга не менее трех метров, во время спуска — 30 метров.
  7. При скатывании с горы не выбрасывайте перед собой лыжные палки.
  8. Если чувствуете, что теряете баланс, то следует слегка присесть на корточки и завалиться набок. Чтобы избежать травмы, палки должны быть направлены назад.
  9. Избегайте перехода лыжни у возвышающегося склона, по которой спускаются спортсмены.
  10. Без специальной подготовки и снаряжения запрещается прыгать с трамплина.
  11. Если почувствовали признаки обморожения, то необходимо сухой рукой растереть замершую область до появления теплоты. Рекомендуется прекратить дальнейшее движение, сойти с дистанции, как можно скорее попасть в теплое помещение.
  12. До начала лыжного занятия следует снять утяжеляющую одежку, помните, что при катании температурный режим сбивается, и лыжнику становится жарко. Нельзя снимать или расстегивать одежду на ходу, это приведет к простудным заболеваниям.
  13. После окончания заезда рекомендуется снять лыжную базу у входа в помещение, стряхнув с нее весь снежный груз.
  14. Не рекомендуется пить прохладную воду в первые 20-30 минут после пробежки во избежание заболевания ангиной.
  15. Комфортные погодные условия для занятий физкультурой на улице со школьниками и дошкольниками должны входить в температурные рамки от -5 до -12 градусов, при отсутствии сильного ветреного потока.

Соблюдайте правила скоростной езды на лыжах, чтобы избежать травм.

Требования к одежде

Важный элемент успешного катания — обмундирование спортсмена:

  1. Верхняя одежда должна быть теплой, легкой, не продуваемой и комфортной.
  2. На голове обязательно , на руках перчатки, варежки. Толщина головного убора зависит от температурных особенностей во время урока.
  3. Обувь рекомендуется подбирать на один сантиметр больше ноги лыжника. Она не должна сковывать движения стоп и вызывать онемение пальцев.
  4. Под верхнюю рекомендуется надевать натуральное белье из хлопка, гетры, брюки, носки.
  5. При усиленном ветре на лицо спортсмена надевается защитная маска, на обувь — чехлы-бахилы, способствующие сохранению тепла.
  6. Обувь должна быть сухой. В мокрых можно обморозить пальцы ног.
  7. При снежной погоде, для улучшения видимости и защиты глаз рекомендуется надевать специальные очки.

Требования к поведению лыжников

Правила техники безопасности при ходьбе на лыжах требуют корректировки поведения, особенно на начальном этапе.

Поведение лыжников, младшей возрастной группы, необходимо строго контролировать на протяжении всего времени обучения:

  1. Запрещен обгон во время быстрой езды по узким тропам, при спуске с горы.
  2. Нельзя делать незапланированные остановки на лыжне.
  3. При падении ребенка, особенно при спуске, следует незамедлительно уйти, отползти с траектории движения. Палки при этом должны быть отброшены вбок, чтобы очередной лыжник не наткнулся на них.
  4. Если новичок чувствует неизбежное падение, то сделать это необходимо согнув немного колени, заваливаясь на один бок.
  5. При ходьбе на лыжах не раскидывайте сильно палки в стороны, это может препятствовать движению других лыжников.

Соблюдение температурного режима

При нарушении температурного режима возможны обморожения отдельных частей тела. Соблюдайте основные меры предосторожности:

  1. Экипировка должна соответствовать температуре воздуха.
  2. При побледнении участков кожи на лице необходимо накрыть их тканью, шарфом. Легкими движениями обнаженных рук растереть пораженные места до появления легкого румяна.
  3. При онемении пальцев ног тренировку для пострадавшего немедленно прекратить и отправить его в теплое помещение.
ВНИМАНИЕ! В помещении следует незамедлительно снять обувь и растереть сухим полотенцем замерзшие конечности.

Соблюдение техники безопасности при повседневном или горнолыжном спуске исключит получение опасных травм, обморожений и растяжений.

Оказание первой помощи при обморожении

Пострадавшему необходимо оказать помощь как можно раньше, чтобы избежать осложнений:

  1. После того как обмороженный оказался в теплом помещении, с него необходимо снять верхнюю одежду, обувь.
  2. Напоить горячим чаем.
  3. Если пострадали кисти рук, пальцы, их можно расположить под мышкой самого пострадавшего.
  4. Если степень обморожения серьезная, но больной в сознании, необходимо снять всю одежду и накрыть его теплыми одеялами, напоить чаем.
  5. Вызов скорой помощи необходим, если пострадавший находится в бессознательном состоянии. При таком повреждении больного не рекомендуется трогать, чтобы не повлечь остановку сердца. Необходимо накрыть его одеялами и ждать помощи.

Правильно подобранное снаряжение, четкое следование инструкции гарантирует безопасную лыжную по школьному стадиону или горной местности. Проведение занятий с новичками необходимо проводить отдельными группами, чтобы обучение проходило комфортно и без негативных последствий.

Безопасность при проведении уроков по лыжной подготовке

Двигательная деятельность учащихся на уроках лыжной подготовки состоит из разнообразных способов передвижения на лыжах - лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов; проходит при низкой температуре воздуха.

Во время занятий на лыжах возможны: обморожения лица, рук и ног при скорости ветра более 1,5-2,0 м/с и при температуре воздуха ниже - 20 °С; травмы при ненадежном креплении лыж к обуви; потертости на ногах при неправильной подгонке лыжных ботинок; ушибы, переломы в результате падения при спуске с горы или при прыжках с лыжного трамплина.

Типичные травмы, ушибы, ссадины, растяжения сумочно-связочного аппарата конечностей. Чаще всего травмы возникают при требовании от учеников выполнения непосильных для них заданий или при слишком быстром переходе от легких упражнений к сложным, например к спускам с крутых и неровных уклонов, к выполнению поворотов и торможений на высокой скорости и т. п.

Причиной травм могут быть: остывание мышц, короткая разминка; утомление, недостаточная техническая или физическая подготовленность ученика; несоблюдение определенной дистанции на лыжне; наступание на лыжи другого при обгоне. К травмам может привести ошибка учителя физкультуры в организации занятия. Так, например, если спуск и подъем на склоне осуществляются в одном и том же месте или если лыжни спусков двух групп занимающихся пересекаются, возможны столкновения и падения учащихся.

Травмирование может произойти при движении по узким лесным дорогам; на обледенелых склонах; на снегу, покрытом коркой; в местах, где мало снега, где торчат пни, камни и растет кустарник.

Необходимо соблюдать следующие правила:

    Занятия по лыжной подготовке начинать и заканчивать только в школе или на лыжной базе с обязательной проверкой учащихся по списку.

    Освобождать от занятий тех, кто жалуется на здоровье, плохо себя чувствует.

    Допускать к занятиям лишь тех, кто имеет специальную спортивную форму.

Одежда должна защищать от холода и ветра; быть легкой, удобной, не стесняющей движений, но не слишком свободной, чтобы не задевать за ветки кустов и деревьев. Не следует одеваться очень тепло - это приведет к перегреванию и затруднит передвижение в нужном темпе. Совершенно не годятся для занятий по лыжной подготовке теплые куртки с синтетическим верхом. При интенсивном движении лыжник в них потеет и может простудиться. В любую погоду, особенно в ветреную, голова должна быть защищена шерстяной шапочкой, достаточно плотной, закрывающей в случае необходимости уши. На руки следует надеть мягкие кожаные варежки.

Обувь обязательно должна соответствовать размеру ног занимающегося. Если нога в ботинке сильно сжата, то нарушается кровообращение и резко увеличивается возможность обморожения, а в слишком свободной обуви трудно управлять лыжами. Лучше приобрести ботинки на полразмера или на размер больше обычной обуви и надеть по два шерстяных носка - один тонкий, другой потолще.

Лыжи должны соответствовать росту и весу занимающегося. На слишком длинных лыжах трудно выполнять повороты и торможения на спусках, что может привести к падениям и травмам. На слишком коротких лыжах ученик будет «проваливаться» на мягкой лыжне, они будут зарываться в снег, скользящий шаг может стать невозможным.

Лыжные палки должны соответствовать росту занимающегося и стилю, которым он передвигается (классический или коньковый). Так, при классическом ходе используют палки, длина которых обычно на 30 см меньше роста лыжника (т.е. до уровня плеча), при коньковом - на 10-12 см длиннее палок, применяемых при классическом ходе. Слишком короткие палки не позволят сделать сильный толчок, слишком длинные - нарушат технику хода. На палках обязательно должны быть «лапки» или кольца, иначе они будут проваливаться глубоко в снег, что сделает невозможным отталкивание.

Лыжным креплениям следует уделить большое внимание. Неправильная установка креплений на лыжи и их подгонка к ботинкам может стать причиной соскакивания лыж, что чревато падениями и травмами.

Место для занятий необходимо определить заранее и по возможности подготовить: проложить учебный круг и тренировочные круги, с лыжни убрать посторонние предметы (ветки, камни и т. п.), исключить обрывы и сложные для учеников склоны.

Крутизну склона учитель должен выбрать в соответствии с уровнем технической подготовленности учащихся. На склоне не должно быть выступающих или скрытых под снегом камней, корней, пней, поваленных деревьев. Снег на склоне должен быть уплотнен, чтобы лыжи не зарывались в него.

На леденистом снегу занятия лучше не проводить, так как возможны падения и травмы. Склон должен иметь достаточно длинный выкат, позволяющий при необходимости выполнить торможение.

Переходить с пологих склонов на крутые нужно постепенно. При изучении спусков, торможений, поворотов, подъемов учитель обычно находится на середине склона, а группа размещается шеренгой наверху. Учащиеся поочередно спускаются по склону, выполняя задание, а возвращаются наверх, проходя сзади учителя. В этом случае не будет встречного движения, столкновений и травм.

При спуске нужно держать палки наконечниками (штырями) назад.

Нельзя выставлять их вперед - при потере равновесия и падении есть опасность наткнуться на них лицом или туловищем, что чревато серьезными травмами.

Необходимо соблюдать определенную дистанцию на лыжне и при спуске со склонов. Передвигаясь на лыжах группой в колонне по одному, следует сохранять такую дистанцию от идущего впереди: не менее 3-4 м на ровных участках лыжни и не менее

30 м при спуске со склона.

Спустившись, ученик не должен резко останавливаться, иначе с ним может столкнуться тот, кто спускается за ним. В исключительных случаях, когда препятствие при спуске появляется неожиданно для занимающегося и нет возможности нормально затормозить, необходимо осуществить торможение преднамеренным падением, чтобы не получить серьезную травму.

Способ безопасного падения заключатся в следующем: перед падением присесть, а затем падать (как бы садясь в снег) назад - в сторону - на бедро и на бок. Одновременно лыжи нужно развернуть поперек склона. Вставать после падения надо так: подогнуть ноги, опереться на палки и, поставив лыжи поперек склона на ребра, встать.

Температура воздуха , при которой разрешены занятия по лыжной подготовке: 1-4-й классы - до - 12 °С, 5-9-й классы - до - 16 °С, 10-11 -й классы - до - 20 °С при безветренной погоде или при слабом ветре.

Несчастный случай

Лыжные гонки проводились в морозную ветреную погоду. Часть дистанции ученики проходили при встречном ветре. Некоторые получили отморожения I и II степени.

Ученики обязаны сообщить учителю:

    о плохом самочувствии;

    о замеченных у другого признаках обморожения;

    о несчастном случае (учитель должен как можно быстрее оказать пострадавшему первую помощь и при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение;

    о поломке лыжного снаряжения и невозможности устранить неисправность (возвращаться в школу, на базу можно только с разрешения учителя).

Самовольный уход с занятия запрещается.